Информация о центре Проекты Преподавание компьютерных тифлотехнологий Руководство Адрес и телефон Нижегородский государственный университет Окружной ресурсный центр Приволжского федерального округа Управление
информатизации ННГУ |
Учебно-методические материалыПредставленная в даном пособии программа рассчитана на 520 часов теоретических и практических занятий. Она составлена из опыта 10-летней исследовательско-педагогической работы компьютерного класса Тюменской областной библиотеки для слепых и Школы Активной Реабилитации при Автономном стационарном учреждении социального обслуживания населения Тюменской области "дом-интернат "Пышма"". Пособие содержит подробное описание содержани занятий и методические рекомендации по их проведению. А.В. КИСЕЛЁВ. ШАГ К ПРОЗРЕНИЮ. - Тюмень, 2007. Здесь представлен новый переработанный и дополненный вариант книги, которая появилась в 2005 году в электронном виде и завоевала популярность у незрячих пользователей компьютера. Как показала практика, эта книга с успехом может использоваться в качестве самоучителя для освоения незрячим человеком основ работы в OS Windows с использованием программы экранного доступа Jaws. Ее настрой и содержание хорошо иллюстрирует следующее авторское определение: "Книга для людей, потерявших зрение, но не растерявших силу воли и желающих самостоятельно освоить премудрости виртуального мира". В пособии кратко описаны приемы работы с основными элементами пользовательского интерфейса MS Windows (меню, диалоговыми окнами и т.д.) на основе программы экранного доступа Jaws. Оно содержит необходимый минимум знаний, основываясь на котором незрячий пользователь может начать самостоятельно работать на компьютере, Пособие разработано в тифлоинформационном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2001 году. М.А. Рощина. АНАЛИЗ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА НЕЗРЯЧЕГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА Данная статья адресована специалистам в компьютерной области, работающим (и особенно начинающим работать) с незрячими пользователями (прежде всего, преподавателям основ компьютерной грамотности для незрячих). Автор ставит цель показать, каким образом незрячие могут работать на компьютере и как сделать их работу более эффективной. Для этого сначала рассматриваютс средства доступа незрячих к компьютеру, и выявляются причины технических трудностей рабочего процесса, а затем предлагаются рекомендации, позволяющие нивелировать эти трудности и повысить эффективность работы незрячих пользователей. Статья является результатом теоретического осмысления опыта, накопленного автором при обучении незрячих пользователей в тифлоинформационном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Нижегородской школе для слепых и слабовидящих детей, а также в процессе собственного практического использовани компьютерных тифлотехнологий. Предложенные рекомендации успешно применяютс автором в педагогической практике. Рощина М.А., Махнева Е.В. Современные инструменты доступа слабовидящих к информации Нижний Новгород. ЦСТПР "Камерата" 2009. с.40. В брошюре представлен краткий обзор современных реабилитационных средств и технологий, предназначенных для компенсации ограничений зрительного восприятия у слабовидящих людей (оптических средств коррекции нарушений зрения, компьютерных технологий для слабовидящих и т.д.). Издание адресовано широкому кругу лиц, имеющих нарушения зрения, их родных и близких, а также специалистов, занимающихся реабилитацией и обучением инвалидов по зрению. В.И. Швецов, М.А. Рощина. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТИФЛОТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. Учебное пособие. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2007. - 154 с. В пособии проанализированы ограничения жизнедеятельности, вызываемые зрительной недостаточностью, и пути их компенсации; выявлены и обоснованы возможности использования компьютерных тифлотехнологий для обеспечени инвалидам по зрению реальных возможностей участия в различных видах и формах социокультурной жизни (включая образование и профессиональную деятельность); предложена модель организации поддержки процесса интегрированного высшего образования инвалидов по зрению на основе использования компьютерных тифлотехнологий; обоснована актуальность реализации системы мер, направленных на полномасштабное внедрение и использование компьютерных тифлотехнологий в интересах социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. Пособие издано в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В его основу положен опыт, накопленный в ННГУ им. Н.И. Лобачевского в ходе организационной, методической и учебной работы по внедрению современных компьютерных технологий в образовательный процесс студентов, инвалидов по зрению, и созданию условий для их успешной социальной адаптации. Учебные пособия на портале "Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих"Портал "Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих" является, на наш взгляд, самым содержательным русскоязычным Интернет-ресурсов по данной тематике. В частности здесь представлено несколько учебных пособий дл незрячих пользователей компьютера. Хотим обратить Ваше внимание на два из них: Звуковой учебник для начинающих незрячих пользователей компьютера. Людмила Денисова, Алексей Викторов, Владимир Ухов (Пермская краева специальная библиотека для слепых). Этот звуковой учебник записан в формате mp3 и содержит довольно подробные материалы, освещающие различные аспекты работы незрячего пользователя в MS Windows с применением программы экранного доступа Jaws, включая знакомство с компьютером и его клавиатурой, работу в распространенных приложениях, различные настройки и т.п. Работа на персональном компьютере в среде Windows без применения мышки и без помощи глаз. Константин Бруль (украина). Курс составлен по опыту обучения людей с проблемами зрения основам работы на персональном компьютере в Киевском общественном объединении Окно в Мир. Данный курс может быть полезен и полностью зрячим людям, желающим научиться работать с компьютером без помощи мышки. |