Коллекция западноевропейской живописи


Основу коллекции произведений западноевропейской живописи составляют картины зарубежных мастеров, поступившие в музей после Октябрьской революции из национализированных частных собраний; немалую роль в ее формировыии сыграли также экспонаты, переданные в 1930-х годах Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Итальянская живопись в собрании музея представлена главным образом картинами художников XVII века, так или иначе связанных с болонской художественной школой, и рядом работ венецианских живописцев XVIII столетия.

"Моисей, спасенный из воды"
В музее хранится картина одного из главных представителей живописи венецианского барокко конца XVII - начала XVIII века Андреа Челести "Моисей, спасенный из воды" - мастерски срежиссированное, полное праздничной декоративности полотно. Другой венецианский мастер, творчество которого, наряду с Д.Тьеполо и А.Канале, определило облик итальянского архитектурного пейзажа XVIII века - Бернардо Белотто - представлен полотном "Площадь Навона в Риме" (между 1767 и 1770 гг.) Оно выполнено в характерной для Белотто заглаженной, суховатой манере с четко разработанными перспективными планами, с почти документальной точностью воспроизведения деталей. Известно, что в период своего пребывания в Варшаве (1767 - 1780) Белотто написал по заказу короля Станислава-Августа серию видов Рима, состоящую из тринадцати или пятнадцати картин. Площадь Навона привлекла внимание художника как один из характернейших для Рима архитектурных ансамблей. На картине почти все пространство площади, имевшей тогда вогнутую форму, залито водой в связи с проводившимся ежегодно праздником. Разнообразнее представлена живопись нидерландских школ. Одним из интересных произведений является копия конца XV века с утраченной картины Рогира ван дер Вейдена "Снятие с креста", созданной около 1430 года. Собрание насчитывает несколько десятков картин художников XVII века, характеризующих основные тенденции развития фламандского искусства этого периода и дающих примеры жанровой дифференцированности голландской живописи эпохи ее расцвета. Популярный фламандский жанрист Давид Тенирс Младший представлен типичной для этого мастера композицией "Овчарня", изображением интерьера крестьянского жилища с любовно выписанными предметами деревенского быта и правдиво и сочувственно обрисованными типами крестьян. Голландская школа представлена в музее очень широко - это и произведения бытового жанра, и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и исторические композиции. Оригинальным мастером натюрморта был Виллем ван Альст, творчество которого положило начало широкому распространению в голландской живописи второй половины XVII века изображений мертвой дичи. Композиция его натюрморта "Битая дичь" вытянута в высоту: мотив подвешенной вниз головой птицы характерен для многих полотен ван Альста. Холодный колорит строится на сочетании серебристо-серого с синим и красновато-коричневым. Мелким мазком, ювелирно выписанными деталями художник передает фактуру. На развитие голландской исторической живописи XVII века решающее воздействие оказало творчество великого Рембрандта. Не избежал его влияния и видный представитель Гарлемской академии Питер Франс де Греббер, представленный в музее картиной "Артемисия" (1636). В ней проявилась склонность мастера к жанровой трактовке исторических сюжетов. Картина отличается простотой и четкостью композиции и некоторой декоративностью цветового строя, в котором доминирует интенсивный зеленый цвет платья Артемисии. Манеру исполнения-характеризуют плотность живописи и крепкая моделировка формы. Неизвестному художнику, бывшему в меру своего дарования верным последователем, если не прямым учеником Рембрандта, принадлежит большое полотно "Крез и Солон". Близость автора к великому учителю проявляется здесь в стремлении придать историческому сюжету морализирующий характер, а также в ряде формальных приемов. Как для самого Рембрандта, так и для художников его школы характерен интерес к библейской легенде о Товии. Нередко обращался к ней один из самых плодовитых учеников Рембрандта - Ян Викторс. Его подписную картину "Исцеление отца Товия" (начало 1650-х гг.) отличает уравновешенность композиции, четкость рисунка, спокойная цветовая гамма.

"Лукреция" Самый значительный и ценный экспонат зарубежного собрания - картина Лукаса Кранаха Старшего (1535). Известно, что Лукрецию Кранах изображал особенно часто между 1532 и 1537 годами. Обращение выдающегося мастера немецкого Возрождения к этому сюжету не случайно: античная легенда соответствовала духовным устремлениям передовых людей эпохи Ренессанса, отвечала идейной направленности гуманистического искусства. Виртуозно владея линией, Кранах почти без светотеневой моделировки передает черты лица. С поразительной тонкостью пишет он драгоценные украшения, плавными, мягкими, текучими линиями очерчивает контуры фигуры, плечи и руки, достигая ритмической стройности и мелодичности рисунка. Чистые краски картины сияют на глубоком нейтральном фоне, как драгоценная эмаль. Художник не только убедительно передает фактуру изображенных материалов. Он достигает красивого декоративного эффекта сочетанием контрастных цветов - зеленого и красного, отношение которых используется в их локальной чистоте, почти без полутонов и переходов. И если критерием принадлежности поздних работ Л. Кранаха самому мастеру, а не ученикам является не подпись, а только более высокое по сравнению с их работами качество исполнения его произведений, то следует признать, что "Лукреция" входит в их число.