Спасская церковь
Высокое
мастерство показали балахнинцы при сооружении пятиглавой Спасской церкви.
Главное помещение церкви вытянуто поперек продольной оси и перекрыто сомкнутым
сводом. Средняя глава световая, остальные—декоративные. Пластичный переход
к ним от стен четверика дают два яруса кокошников. С запада примыкает трапезная,
которая использовалась как зимняя церковь, с двумя придельными престолами,
помещавшимися в особых каменных алтарях, перекрытых сводами и выступавших
в западных углах внутрь основного помещения. Церковь построена в 1668 г.
на средства балахнинского солепромышленника Г. Е. Добрынина. В 1690 г.
церковь сгорела и при восстановлении ее в 1702—1704 гг. главы были покрыты
черепицей а с запада пристроена шатровая колокольня, украшенная цветными
изразцами. Хотя она построена на 35 лет позже, но составляет единое целое
с церковью. Ни одно из окон всего сооружения с их фигурными кирпичными
обрамлениями и кокошниками не повторяется по рисунку, причем мастерами
были учтены разные условия их освещенности. В 1957—1962 гг. церковь была
реставрирована. Церковь XVII в. — Спасская — выделяется особым изяществом
деталей и изысканностью линий. Ее формы относятся к архитектуре Христорождественской
церкви в той степени, в какой ионический ордер мягче и женственнее дорического.
Спасская церковь стоит на гряде между Волгой и речкой Нетечей. Здесь на
древней Никитинской улице в Кузнечной слободе в XVI в. были две деревянные
церкви — Спасская и Никитская. Церковь Никиты была сожжена в 1610 г. во
время набега бродячей казачьей банды, и хотя она не была восстановлена,
ее именем и сейчас нередко называют каменную Спасскую церковь, построенную
в 1668 г. на средства солепромышленника Г. Е. Добрынина. Сначала это была
пятиглавая церковь с трапезной, без колокольни. Главы ее были покрыты „немецким"
железом, но в 1690 г. во время пожара кровли, главы и кресты „погорели
без остатку". В 1702—04 гг. производились восстановительные работы,
на отремонтированных главах была уложена глазурованная черепица, а перед
западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными
изразцами. В начале нашего века все пять глав были сделаны железными, а
многие окна расширены и потеряли свою прежнюю форму. Сейчас, после проведенной
в 1962 г. реставрации, Спасская церковь предстает перед нами почти в первоначальном
виде, который нарушает только сторожка, пристроенная к ее юго-запад-ному
углу. Помещение самой церкви вытянуто поперек главной оси и перекрыто сомкнутым
сводом со световым отверстием под барабаном центральной главы. Четыре угловые
главы играют чисто декоративную роль. Интересной и неповторимой особенностью
интерьера Спасской церкви были выделенные из ее внутреннего пространства
небольшие квадратные помещения в юго-западном и северо-западном углах .
Они соединялись с трапезной открытыми проемами в западной стене храма,
а для освещения их были пробиты небольшие окна
сбоку
от южного и северного порталов. Эти помещения предназначались для алтарей
приделов, выходивших непосредственно в трапезную. Кроме оригинального интерьера,
Спасская церковь замечательна красотой своего внешнего облика. Особую скульптурность
ее объему придают ступенчатые ряды кокошников, венчающих стены и создающих
пластический переход к главам. В этом сооружении стиль русской архитектуры
XVII в. нашел свое полное выражение. Это поистине классический образец
завершающего этапа в развитии искусства Московской Руси. При всем богатстве
профилированных кирпичных украшений они применены здесь настолько тактично
и так органически сочетаются друг с другом, что у зрителя никогда не возникает
мысль, что та или иная деталь может оказаться лишней и ненужной в общем
музыкальном строе. Нигде не нарушается связь и соподчинение элементов.
Как все отдельные части здания, так и мелкие части этих частей и любой
отдельно взятой детали находятся точно на определенном, предназначенном
для них месте: все связано друг с другом, детали вырастают одна из другой
свободно и естественно, как вырастают кристаллы. Безвестные балахнинские
мастера показали здесь полное владение кирпичом как строительным и декоративным
материалом. Поистине неистощима изобретательность и фантазия, проявленные
в декорировке оконных обрамлений Спасской церкви, — во всем сооружении
нет двух одинаковых наличников окон, причем характер и богатство их пластической
обработки вытекают из места, занятого каждым из них в композиции сооружения.
Большие окна над входными порталами выделаны особенно богато профилированной
широкой рамой, объединенной со средней парой лопаток. Такими же мощными
пластическими аккордами выделяются и композиционные центры южного и северного
фасадов. Мастера-зодчие приняли во внимание и различные условия освещенности
обоих фасадов — детали южной стены имеют значительно более мелкие членения,
которые при солнце хорошо подчеркиваются падающими тенями; детали на северной
стороне церкви крупнее и грубее, так что особенности их построения выделяются
и при отсутствии резких теней. Колокольня, хотя и была построена в 1702
г.—на 30 лет позже, чем церковь, составляет с ней единое целое. Колокольня
опирается на четыре угловых столба. Восточная пара их, примыкающая к стене
трапезной, несколько смещена с оси здания, а чтобы не было загорожено западное
окно трапезной, закрывается часть профилировки портала. Желание совместить
при этом центр западной стены колокольни с главной осью всей церкви заставило
строителей деформировать прямые углы колокольни, придав ее плану форму
ромба. Стройный крутой шатер выделяется по сравнению с нижними ярусами
колокольни своими необычно крупными размерами, что придает особую остроту
всей объемной ком-позиции. Детали карнизов и оконных обрамлений колокольни
нарисованы так же тонко и прочувствованно, как и на фасадах церкви, но
совершенно в иной системе пластического построения. В соответствии с новыми,
барочными принципами прежние кокошники заменены рваными фронтонами, в кладке
которых выделяются изогнутые по дуге кирпичи, специально формованные и
обожженные. Исключительно красив наличник южного окна второго яруса колокольни.
Если обычный тип древнерусского оконного обрамления напоминает по форме
кокошник — национальный русский женский головной убор, то для южного окна
мастер выбрал вариант убора, сходный с короной. Трехлучевой кокошник этого
окна по своим очертаниям обладает особым изяществом рисунка. Средний луч
его заканчивается небольшим декоративным зеленым изразцом, а прямоугольная
рама окна украшена бело-зеленым изразцовым жгутом. Стены колокольни расцвечены
многочисленными вставками полихромных изразцов, рисунок и тематика которых
обычны для этого времени — разнообразные цветы, сказочные птицы, вазы,
барочные картуши. Но подбор красок и тонкость моделировки рельефной формы
ставят балахнинские изразцы рубежа XVIII в. на одно из первых мест среди
прославленных центров этого производства в России.