Оксана Михайловна Зароднюк - одна из представительниц мо-лодого
поколения нижегородской композиторской школы - родилась в 1969
году в Ярославле. Закончив в 1988 году Череповецкое музы-кальное
училище, она поступила в Нижегородскую консерваторию на композиторско-музыковедческий
факультет (класс профессора Б.С.Гецелева).
Годы обучения в консерватории стали временем поиска собст-венной
стилевой манеры, выработки стабильных эстетических ориентиров,
оттачивания композиторского мастерства. В этот период среди
прочего написаны вокальный цикл на стихи китайских поэтов для
флейты и сопрано, струнный квартет; отдельного упоминания заслуживает
сюита для квартета деревянных духовых инструментов "Винни-Пух
и другие", решенная в своеобразной характеристической манере
с учетом возможностей каждого члена ансамбля. Яркого художественного
результата автор добивается в хоровом сочинении "Из Омара
Хайяма": здесь налицо и чуткое, внимательное отношение
к специфическому тексту, и высокая техника хорового письма,
органично сочетающая традиционные возможности хора и экспериментальные
нововведения.
Первой крупной симфонической работой О.Зароднюк стало ди-пломное
сочинение - фортепианный концерт. В рамках традиционного концертного
жанра композитор реализует свое понимание "вечной"
проблемы "оркестр - солист". Драматическая концепция
воплощена ярко и технически убедительно, что позволяет отнести
концерт к числу несомненных творческих удач автора.
Окончив в 1993 году консерваторию сразу по двум специальностям
- композиция и музыковедение, О.Зароднюк выдерживает вступительные
экзамены в ассистентуру-стажировку. В том же году она приступает
к педагогической деятельности в этой консервато-рии, сначала
на кафедре истории музыки, а далее и на кафедре композиции.
Период пребывания в ассистентуре-стажировке и последующие годы
отмечены хорошей творческой продуктивностью. Пример тому - остроумный,
виртуозный и остро характеристичный Концерт для оркестра, созданный
в 1995 году на окончание ассистентуры-стажировки; сочинение
имело значительный слушательский успех и хорошую прессу. Решенный
совсем в ином ключе органный "De profundis" (1994)
впечатляет своей точной композиционной выстро-енностью и чувством
специфически органного колорита. Тонкой звукографикой, прорисованностью
линий, изысканностью вкуса от-мечены написанные в 1996 году
"Экслибрисы" для двух флейт и фагота, а также "бунинские"
романсы для голоса и фортепиано. Про-должилась работа и в хоровом
жанре. Результатом ее стала "Стреко-тунья-белобока"
для детского хора.
О.Зароднюк - композитор, постоянно находящийся в поиске, открытый
всему новому. Это подтверждает созданный в 1998 году "De
silentium" для камерного оркестра, совсем недавно успешно
про-звучавший в "Панораме музыки России". Отточенность,
выверенность каждого элемента формы органично сочетаются в этом
произведении с нетрадиционными исполнительскими приемами и стрем-лением
к новым способам звуковой организации материала.
Помимо сочинения музыки, О.Зароднюк ведет плодотворную научную
работу: пишет статьи, выступает с докладами на конференциях
и симпозиумах различного уровня - от внутривузовских до ме-ждународных.
Она автор ряда публикаций, постоянный слушатель семинаров молодых
композиторов в Доме творчества "Иваново", член правления
Нижегородской композиторской организации, лауре-ат Есенинского
конкурса молодых авторов "Рябиновые грезы".
Основные сочинения
Для симфонического оркестра: Концерт для оркестра (1995); Концерт
для фортепиано с оркестром (1993).
Для струнного оркестра: "De silentium" (1998).
Камерно-инструментальные: Струнный квартет (1990); "Винни-Пух
и другие" - сюита для квартета деревянных духовых инструментов
(1992); "Экс-либрисы", Прелюдия и фуга - для двух
флейт и фагота; Танцевальная сюита для фортепиано (XVIII - XX).
Для органа: "De profundis" (1994).
Для хора: "Из Омара Хайяма", "Стрекотунья-белобока".
Камерно-вокальные: вокальный цикл на стихи китайских поэтов
(1989); романсы на стихи И.Бунина.
Основные музыковедческие труды
Стабильность в культуре: жанровые константы в музыке ХХ века
(на примере оркестровых концертов П.Хиндемита и Б.Бартока) //
Первая Нижегород-ская сессия молодых ученых гуманитарных наук.
- Н.Новгород, 1998; Жанр концерта и феномен игры // Актуальные
проблемы высшего музыкального обра-зования. - Н.Новгород, 1999;
Игровая концепция Й.Хёйзинги м и жанр концерта // Четвертая
Нижегородская сессия молодых ученых гуманитарных наук. - Н.Новгород,
2000; Жанр концерта в творчестве Т.Сергеевой // Актуальные про-блемы
высшего музыкального образования. Вып. 2. - Н.Новгород, 2001;
Фено-мен игры в инструментальных концертах Т.Сергеевой // Искусство
ХХ века: па-радоксы смеховой культуры. - Н.Новгород, 2001.
Литература
Зароднюк Оксана Михайловна // Кто есть кто в Нижегородской
области. Вып. 2. - Н.Новгород, 2000.
Д.Присяжнюк