Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Оксана Михайловна Зароднюк
вернуться к списку сотрудников

Оксана Михайловна Зароднюк - одна из представительниц мо-лодого поколения нижегородской композиторской школы - родилась в 1969 году в Ярославле. Закончив в 1988 году Череповецкое музы-кальное училище, она поступила в Нижегородскую консерваторию на композиторско-музыковедческий факультет (класс профессора Б.С.Гецелева).
Годы обучения в консерватории стали временем поиска собст-венной стилевой манеры, выработки стабильных эстетических ориентиров, оттачивания композиторского мастерства. В этот период среди прочего написаны вокальный цикл на стихи китайских поэтов для флейты и сопрано, струнный квартет; отдельного упоминания заслуживает сюита для квартета деревянных духовых инструментов "Винни-Пух и другие", решенная в своеобразной характеристической манере с учетом возможностей каждого члена ансамбля. Яркого художественного результата автор добивается в хоровом сочинении "Из Омара Хайяма": здесь налицо и чуткое, внимательное отношение к специфическому тексту, и высокая техника хорового письма, органично сочетающая традиционные возможности хора и экспериментальные нововведения.
Первой крупной симфонической работой О.Зароднюк стало ди-пломное сочинение - фортепианный концерт. В рамках традиционного концертного жанра композитор реализует свое понимание "вечной" проблемы "оркестр - солист". Драматическая концепция воплощена ярко и технически убедительно, что позволяет отнести концерт к числу несомненных творческих удач автора.
Окончив в 1993 году консерваторию сразу по двум специальностям - композиция и музыковедение, О.Зароднюк выдерживает вступительные экзамены в ассистентуру-стажировку. В том же году она приступает к педагогической деятельности в этой консервато-рии, сначала на кафедре истории музыки, а далее и на кафедре композиции.
Период пребывания в ассистентуре-стажировке и последующие годы отмечены хорошей творческой продуктивностью. Пример тому - остроумный, виртуозный и остро характеристичный Концерт для оркестра, созданный в 1995 году на окончание ассистентуры-стажировки; сочинение имело значительный слушательский успех и хорошую прессу. Решенный совсем в ином ключе органный "De profundis" (1994) впечатляет своей точной композиционной выстро-енностью и чувством специфически органного колорита. Тонкой звукографикой, прорисованностью линий, изысканностью вкуса от-мечены написанные в 1996 году "Экслибрисы" для двух флейт и фагота, а также "бунинские" романсы для голоса и фортепиано. Про-должилась работа и в хоровом жанре. Результатом ее стала "Стреко-тунья-белобока" для детского хора.
О.Зароднюк - композитор, постоянно находящийся в поиске, открытый всему новому. Это подтверждает созданный в 1998 году "De silentium" для камерного оркестра, совсем недавно успешно про-звучавший в "Панораме музыки России". Отточенность, выверенность каждого элемента формы органично сочетаются в этом произведении с нетрадиционными исполнительскими приемами и стрем-лением к новым способам звуковой организации материала.
Помимо сочинения музыки, О.Зароднюк ведет плодотворную научную работу: пишет статьи, выступает с докладами на конференциях и симпозиумах различного уровня - от внутривузовских до ме-ждународных. Она автор ряда публикаций, постоянный слушатель семинаров молодых композиторов в Доме творчества "Иваново", член правления Нижегородской композиторской организации, лауре-ат Есенинского конкурса молодых авторов "Рябиновые грезы".

Основные сочинения

Для симфонического оркестра: Концерт для оркестра (1995); Концерт для фортепиано с оркестром (1993).
Для струнного оркестра: "De silentium" (1998).
Камерно-инструментальные: Струнный квартет (1990); "Винни-Пух и другие" - сюита для квартета деревянных духовых инструментов (1992); "Экс-либрисы", Прелюдия и фуга - для двух флейт и фагота; Танцевальная сюита для фортепиано (XVIII - XX).
Для органа: "De profundis" (1994).
Для хора: "Из Омара Хайяма", "Стрекотунья-белобока".
Камерно-вокальные: вокальный цикл на стихи китайских поэтов (1989); романсы на стихи И.Бунина.

Основные музыковедческие труды

Стабильность в культуре: жанровые константы в музыке ХХ века (на примере оркестровых концертов П.Хиндемита и Б.Бартока) // Первая Нижегород-ская сессия молодых ученых гуманитарных наук. - Н.Новгород, 1998; Жанр концерта и феномен игры // Актуальные проблемы высшего музыкального обра-зования. - Н.Новгород, 1999; Игровая концепция Й.Хёйзинги м и жанр концерта // Четвертая Нижегородская сессия молодых ученых гуманитарных наук. - Н.Новгород, 2000; Жанр концерта в творчестве Т.Сергеевой // Актуальные про-блемы высшего музыкального образования. Вып. 2. - Н.Новгород, 2001; Фено-мен игры в инструментальных концертах Т.Сергеевой // Искусство ХХ века: па-радоксы смеховой культуры. - Н.Новгород, 2001.

Литература

Зароднюк Оксана Михайловна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 2. - Н.Новгород, 2000.

Д.Присяжнюк


 

   
Дизайн - А.Б.Мазур