Владимир Владимирович Владимиров родился в Нижнем Новгороде.
Здесь же получил музыкальное образование, сначала в му-зыкальной
школе, а затем в училище.
С 1942 года последовал длительный перерыв в учебе: участник
Великой Отечественной войны Владимиров все эти годы в Советской
армии.
Завершив в 1946 году музыкальное училище, Владимиров по-ступает
в Горьковскую консерваторию, которую оканчивает по двум специальностям
- в 1951 году фортепианный факультет (класс Н.Н.Полуэктовой),
в 1957 году историко-теоретический (класс А.А.Нестерова). Все
эти годы занимается сочинением музыки, пользуясь консультациями
своих преподавателей. Еще будучи студен-том, вошел в состав
Горьковской композиторской организации, с пребыванием в которой
связана вся его дальнейшая творческая жизнь, соединенная с постоянной
педагогической деятельностью - в музыкальном училище и консерватории.
В.Владимиров - автор целого ряда симфонических, вокально-симфонических
и хоровых произведений, романсов, большого коли-чества песен
(свыше 50). В содержании его творчества важное место занимают
гражданские мотивы. В большой четырехчастной симфо-нии нашли
отражение волнующие события современности: утверждение светлых,
гуманистических идеалов, борьба с силами реак-ции, угрожающими
человечеству. Во многих песнях, в балладе "Напутствие матери"
(слова Самеда Вургуна) воплощена тема Великой Отечественной
войны. Героическим защитникам Бреста композитор посвятил драматическую
поэму "Брестская крепость".
Волжанин от рождения, Владимиров воспевал свой город, Вол-гу,
любимую русскую природу. Таковы его "Волжская увертюра"
для симфонического оркестра, кантата "Мы - волгари"
(стихи В.Половинкина), хор "На берегах двух рек широких",
песенные дуэты "Жигули", "Дума о Волге",
песни "Лирическая волжская", "За островом долгим",
"Песня о городе Горьком".
Много писал композитор музыки для детей: фортепианные "Детский
альбом" и сюита "Из детской жизни", песни для
детского хора. Велик был его интерес к русским народным песням,
обработки которых (для хора, для фортепиано) он выполнял с большим
искус-ством.
Часто Владимиров обращался к виртуозному жанру концерта, в котором
стремился к симфонической широте, масштабности. Поми-мо фортепианного
концерта им написаны и более оригинальные произведения этого
жанра: Концерт для баяна с оркестром, Концер-тино для флейты
с оркестром.
Из других инструментальных произведений Владимирова следует
отметить "Романс" для ансамбля скрипачей и фортепиано,
"Повествование" для гобоя и фортепиано, которым свойственна
ме-лодическая красота, напевность. Большими музыкальными достоин-ствами
обладает цикл фортепианных прелюдий - последнее сочине-ние безвременно
ушедшего из жизни композитора.
Для творчества Владимирова характерно оптимистическое начало,
здоровое, полнокровное ощущение жизни. В стилистическом отношении
его музыка опирается на народную песенность, на пло-дотворные
традиции русской классики (особенно Балакиревского кружка, Рахманинова)
и советских композиторов старшего поколе-ния. Произведениям
Владимирова во многом свойствен эпический склад, широкое, неторопливое
развитие мысли, объективный тон высказывания. С этим сочетаются
вдумчивые поиски в области со-временного музыкального языка,
тщательный отбор средств, орга-нически отвечающих общему облику
его сочинений.
Произведения В.В.Владимирова неоднократно отмечались на городских
и областных конкурсах песни, посвященным важным со-бытиям в
жизни страны, городу, в котором он жил.
Основные сочинения
Для симфонического оркестра: Симфония (1962); "Волжская
увертюра" (1972); концерты - для фортепиано с оркестром
(1953), для баяна с оркестром (1970); Концертино для флейты
с оркестром (1963).
Вокально-оркестровые и хоровые: драматическая поэма "Брестская
кре-пость" (1970); кантата "Мы - волгари" (1976);
хоры "На берегах двух рек широ-ких", "Утро"
и др.; хоровые обработки русских народных песен.
Камерно-инструментальные: "Романс" для ансамбля скрипачей
и фор-тепиано (1965); "Соната-фантазия" (1942), сюита
"Из детской жизни" (1947), Сонатина, прелюдии, "Детский
альбом", обработки русских народных песен - для фортепиано;
"Повествование" для гобоя и фортепиано.
Камерно-вокальные: вокальный цикл "Тревожная юность"
на стихи Н.Рыбалко, В.Потемкиной, В.Субботина (1965); баллада
"Напутствие матери" на стихи С.Вургуна; песни.
Музыка к спектаклю "У лесного озера" (1953).
Литература
Владимиров Владимир Владимирович // Советские композиторы.
- М., 1957; Р.Бунин. Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь,
1971, № 16; В.Коллар. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького.
- Горький, 1976; Владимиров Владимир Владимирович // Советские
композиторы и музыковеды. Т. I. - М., 1978; В.Беляков, В.Блинова,
Н.Бордюг. Оперная и концертная дея-тельность в Нижнем Новгороде
- городе Горьком. - Горький, 1980; Л.Леонова. В творческих организациях
РСФСР. Горький // Музыка России. Вып. 3. - М., 1980; Н.Викулова.
Открывая цикл // Советская музыка, 1981, № 8; И.Елисеев. Подвиг
народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985; В.Сыров. Звучит
музыка для баяна // Информационный бюллетень Союза композиторов
СССР. - 1986, №№ 4, 5; Э.Монасзон. От редактора-составителя
// Сочинения горьковских композиторов для фортепиано. - М.,
1986.
В.Цендровский