Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Татьяна Леонидовна Татаринова
вернуться к списку сотрудников

Татьяна Леонидовна Татаринова родилась в 1966 году в Алма-Ате, там же училась в музыкальной школе. В 1981 году поступила на фортепианное отделение Ивановского музыкального училища, параллельно занимаясь вокалом и композицией. В 1984 году переве-лась в московское музыкальное училище им. Гнесиных, по завершении которого поступила в Нижегородскую консерваторию в класс композиции профессора А.А.Нестерова. Одновременно под руково-дством Н.Д.Бордюг углубленно изучала русское народное творчество.
По окончании консерватории (1993 г.), а далее ассистентуры-стажировки Т.Татаринова ведет в ней педагогическую работу, а так-же преподает композицию в Нижегородском хоровом училище. Проявленный в студенчестве интерес к музыкальному фольклору вылился в хормейстерскую деятельность в студенческом фольклорном ансамбле "Истоки", в постоянное участие в фольклорных экспедициях.
Творчество Т.Л.Татариновой протекает в двух основных руслах. Первое - инструментальные жанры - наиболее активно выявилось в консерваторский период, здесь были написаны концерт для трубы с оркестром, программная симфоническая поэма-фантазия "Хроники Нарнии" по сказкам К.С.Льюиса, камерно-инструментальные сочи-нения. Во второй половине 90-х годов на передний план выходит вокальная, особенно хоровая музыка, влечение к чему не без успеха проявилось еще в училищные годы, когда баллады Т.Татариновой на стихи Г.Лонгфелло были отмечены премией на зональном компози-торском смотре-конкурсе (1983 г.). Сказываются также внимание и любовь к народному творчеству, реализующиеся в хоровых обра-ботках русских народных песен.
К этому в недавний период времени присоединился интерес к русской церковной музыке, к храмовому песнопению. Создаются сочинения, гармонично сочетающие народную песню со знаменным распевом, в которых обиходные мелодии старообрядческой тради-ции соединяются с типичными для народной музыки приемами - сольными запевами, унисонными окончаниями, варьированными повторениями. Все это в современно-авторском обогащении, где многослойное движение хоровых голосов, выразительно-ритмическое единообразие сплавлены с завораживающими своей архаичной красотой опустошенными созвучиями. И не только зна-менный распев - в сферу интересов Татариновой попадают и кант, и духовный стих.
Организованный Т.Татариновой в 1997 году вокальный ан-самбль "Демество", руководителем и солисткой которого она явля-ется, стал для нее творческой лабораторией, наряду со старинной русской музыкой успешно озвучивающей и ее произведения.

Основные сочинения

Для симфонического оркестра: поэма-фантазия "Хроники Нарнии" (1995); концерт для трубы с оркестром (1993).
Камерно-инструментальные: Четыре прелюдии для струнного квартета (1988); сюита для деревянных духовых и ударных инструментов (1990); 2 сона-ты (1986, 1988), пьесы - для фортепиано; "Три русские картинки в форме фуги" для фагота и фортепиано.
Для хора: Литургия Иоанна Златоуста (1994); хоровые циклы - Три канта (1997), "Духовные стихи" (1998); хоры; обработки русских народных песен.
Камерно-вокальные: вокальные циклы - на стихи Омара Хайяма (1986), на стихи Е.Мартынова (1987), "Лирические стихотворения русских поэтов" (1989); Две баллады на стихи Г.Лонгфелло (1983); детские песни.

Литература

Татаринова Татьяна Леонидовна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 2. - Н.Новгород, 2000.

Л.Киселева


 

   
Дизайн - А.Б.Мазур