Татьяна Леонидовна Татаринова родилась в 1966 году в Алма-Ате,
там же училась в музыкальной школе. В 1981 году поступила на
фортепианное отделение Ивановского музыкального училища, параллельно
занимаясь вокалом и композицией. В 1984 году переве-лась в московское
музыкальное училище им. Гнесиных, по завершении которого поступила
в Нижегородскую консерваторию в класс композиции профессора
А.А.Нестерова. Одновременно под руково-дством Н.Д.Бордюг углубленно
изучала русское народное творчество.
По окончании консерватории (1993 г.), а далее ассистентуры-стажировки
Т.Татаринова ведет в ней педагогическую работу, а так-же преподает
композицию в Нижегородском хоровом училище. Проявленный в студенчестве
интерес к музыкальному фольклору вылился в хормейстерскую деятельность
в студенческом фольклорном ансамбле "Истоки", в постоянное
участие в фольклорных экспедициях.
Творчество Т.Л.Татариновой протекает в двух основных руслах.
Первое - инструментальные жанры - наиболее активно выявилось
в консерваторский период, здесь были написаны концерт для трубы
с оркестром, программная симфоническая поэма-фантазия "Хроники
Нарнии" по сказкам К.С.Льюиса, камерно-инструментальные
сочи-нения. Во второй половине 90-х годов на передний план выходит
вокальная, особенно хоровая музыка, влечение к чему не без успеха
проявилось еще в училищные годы, когда баллады Т.Татариновой
на стихи Г.Лонгфелло были отмечены премией на зональном компози-торском
смотре-конкурсе (1983 г.). Сказываются также внимание и любовь
к народному творчеству, реализующиеся в хоровых обра-ботках
русских народных песен.
К этому в недавний период времени присоединился интерес к русской
церковной музыке, к храмовому песнопению. Создаются сочинения,
гармонично сочетающие народную песню со знаменным распевом,
в которых обиходные мелодии старообрядческой тради-ции соединяются
с типичными для народной музыки приемами - сольными запевами,
унисонными окончаниями, варьированными повторениями. Все это
в современно-авторском обогащении, где многослойное движение
хоровых голосов, выразительно-ритмическое единообразие сплавлены
с завораживающими своей архаичной красотой опустошенными созвучиями.
И не только зна-менный распев - в сферу интересов Татариновой
попадают и кант, и духовный стих.
Организованный Т.Татариновой в 1997 году вокальный ан-самбль
"Демество", руководителем и солисткой которого она
явля-ется, стал для нее творческой лабораторией, наряду со старинной
русской музыкой успешно озвучивающей и ее произведения.
Основные сочинения
Для симфонического оркестра: поэма-фантазия "Хроники Нарнии"
(1995); концерт для трубы с оркестром (1993).
Камерно-инструментальные: Четыре прелюдии для струнного квартета
(1988); сюита для деревянных духовых и ударных инструментов
(1990); 2 сона-ты (1986, 1988), пьесы - для фортепиано; "Три
русские картинки в форме фуги" для фагота и фортепиано.
Для хора: Литургия Иоанна Златоуста (1994); хоровые циклы -
Три канта (1997), "Духовные стихи" (1998); хоры; обработки
русских народных песен.
Камерно-вокальные: вокальные циклы - на стихи Омара Хайяма (1986),
на стихи Е.Мартынова (1987), "Лирические стихотворения
русских поэтов" (1989); Две баллады на стихи Г.Лонгфелло
(1983); детские песни.
Литература
Татаринова Татьяна Леонидовна // Кто есть кто в Нижегородской
области. Вып. 2. - Н.Новгород, 2000.
Л.Киселева