Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Евгений Алексеевич Щербаков
вернуться к списку сотрудников

Одним из представителей нижегородской композиторской школы является Евгений Алексеевич Щербаков, родившийся в 1958 году в г.Нижнем Новгороде. Уже в девять лет он овладевает несколькими инструментами духового оркестра, а позже играет в оркестре баянистов Канавинского дворца культуры. После окончания Дзержинского музыкального училища по классу баяна (попутно занимаясь игрой на гитаре) продолжает обучение в Куйбышевском (Самарском) институте искусств и культуры по классу хорового дирижирования. Целеустремленный молодой человек не останавливается на достигнутом и получает профессиональное композиторское образование, закончив Нижегородскую консерваторию (1989) и ассистентуру-стажировку (1991) по классу композиции профессора Б.С.Гецелева. Одновременно заканчивает факультатив-специализацию по симфо-ническому дирижированию (класс профессора М.А.Саморуковой). В настоящее время Е.Щербаков преподает в Нижегородской консерватории, где ведет класс композиции и инструментовки.
Список сочинений композитора достаточно внушителен. Явное предпочтение Е.Щербаков отдает крупным симфоническим и хоровым жанрам. Две симфонии демонстрируют уверенное владение секретами оркестрового письма; композитор умело использует вырази-тельные возможности каждого инструмента, последовательно и продуманно выстраивает оркестровую фактуру. Симфонические сочинения отмечены целенаправленным поиском новых выразительных средств и новых форм изложения музыкального материала, желани-ем уйти от традиционных схем и штампов. Это подтверждает одно из оркестровых сочинений - "Quasi balletto", не укладывающееся в ка-кие-либо привычные жанровые рамки.
Е.Щербаков не оставляет без внимания и другие оркестровые составы. В частности, им написано Скерцо для духового оркестра и Концертино - для струнного. Композитор проявляет немало выдумки и фантазии, раскрывая слушателю игровую природу этих жанров. Особенно впечатляет Концертино "В сияньи венских грез" - наполненное широким и сильным дыханием, эмоционально яркими кон-трастами, оно очень выигрышно звучит в оркестрово-струнном воплощении.
Неотъемлемой характеристикой творческого облика композито-ра являются сочинения для хора. В выборе текстов отдается пред-почтение русским поэтам "серебряного века", которые созвучны ав-тору своей исповедальностью, "скорбью души". В хоровом концерте "Душа моя, печальница" Е.Щербаков совмещает стихи К.Бальмонта, Б.Пастернака, А.Блока с каноническими текстами литургии, словно невидимой нитью связывая свои партитуры с традициями русской духовной музыки. Соединение строгости письма и эмоционального накала характерно для хоровых кантат "Нежнее нежного", "Всего дороже", "Мой ангел". Композитор хорошо знает специфику хора, умеет грамотно и вместе с тем свободно распорядиться всеми выра-зительными возможностями этого "многоголосного инструмента".
Не забыт и детский хор, с помощью которого автор увлекатель-но рассказал "Про песика и котика".
Камерная музыка Е.Щербакова представлена как инструментальными, так и вокальными сочинениями. Несмотря на более скромные возможности камерных составов, автор и здесь продолжает поиск новых выразительных приемов, о чем свидетельствуют неожиданные инструментальные составы и сами названия сочинений: "О чем рассказала кукушка" для гобоя и органа, "Непредсказуемый Клод: воспоминание о будущем" для фортепиано, "Автограф" для баяна.
Столь активный творческий поиск, тем не менее, не мешает обо-значить комплекс средств, устоявшихся в творчестве композитора: соединение современной линеарности со знаменным распевом, народной подголосочности - с элементами додекафонной техники. Узнаваем и строй музыки Е.Щербакова: напряженно-серьезный, под-чиненный глубоким содержательным задачам, пронизанный неким нравственным императивом.
Музыка композитора исполняется в городах России (Н.Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Белорецк, Са-мара, Саратов, Волгоград) и за рубежом (Украина, Швейцария, Франция, Германия).

Основные сочинения

Для симфонического оркестра: две симфонии (1989, 1991), "Quasi balletto" (1994), концерты - для виолончели с оркестром (1996), для 3-х флейт с оркестром (1999).
Для струнного оркестра: Концертино "В сияньи венских грез" (1993); "Настроение" для скрипки и оркестра (1997).
Для духового оркестра: Скерцо "Скоморох" (1986).
Вокально-оркестровые и хоровые: кантаты - "Нежнее нежного" (1993), "Всего дороже" (1994), "Мой ангел" (1995), концерт для хора "Душа моя, пе-чальница" (1990); "Про песика и котика" для детского хора.
Камерно-инструментальные: Фортепианный квинтет (1987); "Мечта фламенко" для кларнета, виолончели и фортепиано (2001); "О чем рассказала кукушка" - для гобоя и органа (1994); Ноктюрн для флейты и фортепиано (2001); "Непредсказуемый Клод: воспоминание о будущем" (1995), "Тока слез моих не отвратися" (2001) - для фортепиано; "Автограф" (1998) - для баяна.
Камерно-вокальные: "Пять духовных песнопений" на русские православ-ные тексты - для голоса и инструментального ансамбля (2000); романсы на сти-хи М.Лермонтова.

Музыковедческие работы

Заметки об оркестровом письме Р.Щедрина // Актуальные проблемы выс-шего музыкального образования. Вып. 2. - Н.Новгород, 2001.

Литература

Щербаков Евгений Алексеевич // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып.2. - Нижний Новгород, 2000 г.

О.Зароднюк

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур