Одним из представителей нижегородской композиторской школы
является Евгений Алексеевич Щербаков, родившийся в 1958 году
в г.Нижнем Новгороде. Уже в девять лет он овладевает несколькими
инструментами духового оркестра, а позже играет в оркестре баянистов
Канавинского дворца культуры. После окончания Дзержинского музыкального
училища по классу баяна (попутно занимаясь игрой на гитаре)
продолжает обучение в Куйбышевском (Самарском) институте искусств
и культуры по классу хорового дирижирования. Целеустремленный
молодой человек не останавливается на достигнутом и получает
профессиональное композиторское образование, закончив Нижегородскую
консерваторию (1989) и ассистентуру-стажировку (1991) по классу
композиции профессора Б.С.Гецелева. Одновременно заканчивает
факультатив-специализацию по симфо-ническому дирижированию (класс
профессора М.А.Саморуковой). В настоящее время Е.Щербаков преподает
в Нижегородской консерватории, где ведет класс композиции и
инструментовки.
Список сочинений композитора достаточно внушителен. Явное предпочтение
Е.Щербаков отдает крупным симфоническим и хоровым жанрам. Две
симфонии демонстрируют уверенное владение секретами оркестрового
письма; композитор умело использует вырази-тельные возможности
каждого инструмента, последовательно и продуманно выстраивает
оркестровую фактуру. Симфонические сочинения отмечены целенаправленным
поиском новых выразительных средств и новых форм изложения музыкального
материала, желани-ем уйти от традиционных схем и штампов. Это
подтверждает одно из оркестровых сочинений - "Quasi balletto",
не укладывающееся в ка-кие-либо привычные жанровые рамки.
Е.Щербаков не оставляет без внимания и другие оркестровые составы.
В частности, им написано Скерцо для духового оркестра и Концертино
- для струнного. Композитор проявляет немало выдумки и фантазии,
раскрывая слушателю игровую природу этих жанров. Особенно впечатляет
Концертино "В сияньи венских грез" - наполненное широким
и сильным дыханием, эмоционально яркими кон-трастами, оно очень
выигрышно звучит в оркестрово-струнном воплощении.
Неотъемлемой характеристикой творческого облика композито-ра
являются сочинения для хора. В выборе текстов отдается пред-почтение
русским поэтам "серебряного века", которые созвучны
ав-тору своей исповедальностью, "скорбью души". В
хоровом концерте "Душа моя, печальница" Е.Щербаков
совмещает стихи К.Бальмонта, Б.Пастернака, А.Блока с каноническими
текстами литургии, словно невидимой нитью связывая свои партитуры
с традициями русской духовной музыки. Соединение строгости письма
и эмоционального накала характерно для хоровых кантат "Нежнее
нежного", "Всего дороже", "Мой ангел".
Композитор хорошо знает специфику хора, умеет грамотно и вместе
с тем свободно распорядиться всеми выра-зительными возможностями
этого "многоголосного инструмента".
Не забыт и детский хор, с помощью которого автор увлекатель-но
рассказал "Про песика и котика".
Камерная музыка Е.Щербакова представлена как инструментальными,
так и вокальными сочинениями. Несмотря на более скромные возможности
камерных составов, автор и здесь продолжает поиск новых выразительных
приемов, о чем свидетельствуют неожиданные инструментальные
составы и сами названия сочинений: "О чем рассказала кукушка"
для гобоя и органа, "Непредсказуемый Клод: воспоминание
о будущем" для фортепиано, "Автограф" для баяна.
Столь активный творческий поиск, тем не менее, не мешает обо-значить
комплекс средств, устоявшихся в творчестве композитора: соединение
современной линеарности со знаменным распевом, народной подголосочности
- с элементами додекафонной техники. Узнаваем и строй музыки
Е.Щербакова: напряженно-серьезный, под-чиненный глубоким содержательным
задачам, пронизанный неким нравственным императивом.
Музыка композитора исполняется в городах России (Н.Новгород,
Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Белорецк, Са-мара, Саратов,
Волгоград) и за рубежом (Украина, Швейцария, Франция, Германия).
Основные сочинения
Для симфонического оркестра: две симфонии (1989, 1991), "Quasi
balletto" (1994), концерты - для виолончели с оркестром
(1996), для 3-х флейт с оркестром (1999).
Для струнного оркестра: Концертино "В сияньи венских грез"
(1993); "Настроение" для скрипки и оркестра (1997).
Для духового оркестра: Скерцо "Скоморох" (1986).
Вокально-оркестровые и хоровые: кантаты - "Нежнее нежного"
(1993), "Всего дороже" (1994), "Мой ангел"
(1995), концерт для хора "Душа моя, пе-чальница" (1990);
"Про песика и котика" для детского хора.
Камерно-инструментальные: Фортепианный квинтет (1987); "Мечта
фламенко" для кларнета, виолончели и фортепиано (2001);
"О чем рассказала кукушка" - для гобоя и органа (1994);
Ноктюрн для флейты и фортепиано (2001); "Непредсказуемый
Клод: воспоминание о будущем" (1995), "Тока слез моих
не отвратися" (2001) - для фортепиано; "Автограф"
(1998) - для баяна.
Камерно-вокальные: "Пять духовных песнопений" на русские
православ-ные тексты - для голоса и инструментального ансамбля
(2000); романсы на сти-хи М.Лермонтова.
Музыковедческие работы
Заметки об оркестровом письме Р.Щедрина // Актуальные проблемы
выс-шего музыкального образования. Вып. 2. - Н.Новгород, 2001.
Литература
Щербаков Евгений Алексеевич // Кто есть кто в Нижегородской
области. Вып.2. - Нижний Новгород, 2000 г.
О.Зароднюк