Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Борис Владимирович Сазонов
вернуться к списку сотрудников

Борис Владимирович Сазонов родился в 1941 году в городе Чермоз Пермской области. Заниматься музыкой начал с 13 лет, теорию и основы композиции изучал под руководством Е.П.Кичанова. В 13 лет созданы первые сочинения - песни и фортепианные миниа-тюры. Эти жанры были основными для творчества Сазонова и во время его обучения на дирижерско-хоровом отделении Пермского музыкального училища (1958-1962), и во время службы в армии (1962-1965).
В 1966 году Б.Сазонов поступил в Новосибирскую консерваторию в класс композиции профессора А.Ф.Мурова, однако в 1968 году вынужден был прервать учебу и до 1975 года работал в учреждениях культуры Перми и Пермской области, продолжая активно за-ниматься сочинением.
В 1975 году Сазонов поступает в Горьковскую консерваторию в класс композиции профессора А.А.Нестерова. Учась на втором курсе, участвует во Всесоюзном конкурсе студентов-композиторов: его соната для скрипки и фортепиано отмечена дипломом. За время обу-чения в консерватории расширился охват жанров, начал складываться композиторский стиль, возросло мастерство. Наиболее значительные произведения этого периода - Концертино для саксофона-альта, ансамбля скрипок и фортепиано, Вокализ для сопрано, флей-ты и виолончели, вокальный цикл на стихи А.Твардовского. Дипломными работами стали фортепианная соната и Симфония.
Окончив консерваторию, Б.В.Сазонов год работал в музыкальном училище в Березниках. 50-летию этого города посвящено сочинение, созданное Сазоновым в 1981 году по заказу городского руководства, - оратория "Поэма о Березниках" на стихи пермского поэта В.Радкевича.
С 1981 по 1983 год Сазонов учится в ассистентуре-стажировке Горьковской консерватории в классе А.А.Нестерова. С этого же времени ведет в консерватории педагогическую работу (в настоящее время - доцент кафедры композиции).
Годы после завершения образования активны в творческом отношении. Созданы Вторая и Третья симфонии, Рапсодия для симфо-нического оркестра. В симфоническом творчестве композитор стремится воплотить образы напряженных духовных исканий, демонстрирует обостренно-эмоциональное постижение реальности - сложной и нередко трагедийной. В хоровых сочинениях проявилась тен-денция к лиризации содержания, перехода от общественно-политической тематики (оратория-плакат "Отстоять мир" на тексты из прессы и правительственных постановлений - 1982 г.) к духовно-му и далее к духовно-религиозному началу ("Восьмистишия" на стихи А.Решетова - 1986 г., "Молитва о России", "Святой равноапо-стольный князь Владимир" на слова М.Сухоруковой - 1997 г.). Влечение к лирической наполненности сказывается и в инструментальной сфере: "Помяни" для гобоя и струнного оркестра (2000 г.) - выразительное воплощение этого. Сложился композиторский стиль, связанный с русским мелосом, но не чуждый современным диссонантным звучаниям. Для камерно-вокального творчества Сазонова характерно обращение исключительно к стихам русских поэтов, вы-бор текстов ясных и простых по языку, но глубоких по воплощен-ному чувству.
В Нижнем Новгороде и области постоянно проходят авторские концерты Б.В.Сазонова. В 2000 году он становится лауреатом областного конкурса композиторов, посвященного 55-летию Победы. Произведения композитора звучат в Москве, Казани, Перми, Березниках, Соликамске и других городах России.

Основные сочинения

Для симфонического оркестра: 3 симфонии (1980, 1983, 1985); Рапсодия (1987), "Торжественная песнь", "Праздничный марш".
Для струнного оркестра: "Помяни" для гобоя и оркестра (2000).
Для оркестра русских народных инструментов: Дивертисмент.
Вокально-оркестровые и хоровые: оратории - "Поэма о Березниках" (1981), "Отстоять мир" (1982); кантаты - "В сердце моем земля" (1983), "Юби-лейная кантата" (2000); для хора - "Семь прелюдий", "Восьмистишия", "Мо-литва о России", "Святой равноапостольный князь Владимир", "Великий бла-говерный князь Д.Донской" и др.
Камерно-инструментальные: Музыка для камерного ансамбля (2001); Концерт для скрипки и камерного оркестра (1994); Струнный квартет (1992); Концертино для саксофона, ансамбля скрипок и фортепиано; "Dolore" для сак-софона и ансамбля ударных инструментов (1999); Четыре прелюдии для ан-самбля духовых инструментов; 2 сонаты (1980, 1983), "Волжская сюита", "Го-лубая тетрадь" и др. - для фортепиано; "Четыре русских танца", Каприччио I, II - для двух фортепиано; Соната (1976), "Акварели", "Пермская тетрадь" (1998) - для скрипки и фортепиано; Рапсодия для скрипки соло (1984); Соната (1983), Поэма - для виолончели и фортепиано; Соната для флейты и фортепиано (1990); Диско-соната для флейты и гобоя (1986); "Богородичен" для гобоя, бая-на, виолончели и фортепиано; Юмореска, "Беззаботное настроение", "Пять пе-сен к рождеству Христову" - для кларнета и фортепиано; "Цветок у ручья" -для ударных и челесты (2001); Партита для трубы соло (1985); Соната-фантазия, "Лесные песни" - для баяна.
Камерно-вокальные: вокальные циклы - "Гадания" на стихи А.Фета (1981), "Заря-заряница" на стихи В.Шамшурина (1986), "Туманы сентября" на стихи А.Решетова (1988), "Из прошлого" на стихи Л.Мея и Е.Баратынского, на стихи М.Сухоруковой - "Праздников светлых соседство" (1996), "Слезы очи-щения" (1997) и др.; песни.

Литература

И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985; Э.Монасзон. От редактора-составителя // Сочинения горьковских композиторов для фортепиано. - М., 1986; В.Блинова. Творческий потенциал // Информацион-ный бюллетень Союза композиторов СССР. - 1986, № 8; Сазонов Борис Влади-мирович // Советские композиторы и музыковеды. Т.3, ч. I. - М., 1989; Сазонов Борис Владимирович // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1, 2. - Н. Новгород, 1998, 2000.

А.Евдокимова

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур