Борис Владимирович Сазонов родился в 1941 году в городе Чермоз
Пермской области. Заниматься музыкой начал с 13 лет, теорию
и основы композиции изучал под руководством Е.П.Кичанова. В
13 лет созданы первые сочинения - песни и фортепианные миниа-тюры.
Эти жанры были основными для творчества Сазонова и во время
его обучения на дирижерско-хоровом отделении Пермского музыкального
училища (1958-1962), и во время службы в армии (1962-1965).
В 1966 году Б.Сазонов поступил в Новосибирскую консерваторию
в класс композиции профессора А.Ф.Мурова, однако в 1968 году
вынужден был прервать учебу и до 1975 года работал в учреждениях
культуры Перми и Пермской области, продолжая активно за-ниматься
сочинением.
В 1975 году Сазонов поступает в Горьковскую консерваторию в
класс композиции профессора А.А.Нестерова. Учась на втором курсе,
участвует во Всесоюзном конкурсе студентов-композиторов: его
соната для скрипки и фортепиано отмечена дипломом. За время
обу-чения в консерватории расширился охват жанров, начал складываться
композиторский стиль, возросло мастерство. Наиболее значительные
произведения этого периода - Концертино для саксофона-альта,
ансамбля скрипок и фортепиано, Вокализ для сопрано, флей-ты
и виолончели, вокальный цикл на стихи А.Твардовского. Дипломными
работами стали фортепианная соната и Симфония.
Окончив консерваторию, Б.В.Сазонов год работал в музыкальном
училище в Березниках. 50-летию этого города посвящено сочинение,
созданное Сазоновым в 1981 году по заказу городского руководства,
- оратория "Поэма о Березниках" на стихи пермского
поэта В.Радкевича.
С 1981 по 1983 год Сазонов учится в ассистентуре-стажировке
Горьковской консерватории в классе А.А.Нестерова. С этого же
времени ведет в консерватории педагогическую работу (в настоящее
время - доцент кафедры композиции).
Годы после завершения образования активны в творческом отношении.
Созданы Вторая и Третья симфонии, Рапсодия для симфо-нического
оркестра. В симфоническом творчестве композитор стремится воплотить
образы напряженных духовных исканий, демонстрирует обостренно-эмоциональное
постижение реальности - сложной и нередко трагедийной. В хоровых
сочинениях проявилась тен-денция к лиризации содержания, перехода
от общественно-политической тематики (оратория-плакат "Отстоять
мир" на тексты из прессы и правительственных постановлений
- 1982 г.) к духовно-му и далее к духовно-религиозному началу
("Восьмистишия" на стихи А.Решетова - 1986 г., "Молитва
о России", "Святой равноапо-стольный князь Владимир"
на слова М.Сухоруковой - 1997 г.). Влечение к лирической наполненности
сказывается и в инструментальной сфере: "Помяни" для
гобоя и струнного оркестра (2000 г.) - выразительное воплощение
этого. Сложился композиторский стиль, связанный с русским мелосом,
но не чуждый современным диссонантным звучаниям. Для камерно-вокального
творчества Сазонова характерно обращение исключительно к стихам
русских поэтов, вы-бор текстов ясных и простых по языку, но
глубоких по воплощен-ному чувству.
В Нижнем Новгороде и области постоянно проходят авторские концерты
Б.В.Сазонова. В 2000 году он становится лауреатом областного
конкурса композиторов, посвященного 55-летию Победы. Произведения
композитора звучат в Москве, Казани, Перми, Березниках, Соликамске
и других городах России.
Основные сочинения
Для симфонического оркестра: 3 симфонии (1980, 1983, 1985);
Рапсодия (1987), "Торжественная песнь", "Праздничный
марш".
Для струнного оркестра: "Помяни" для гобоя и оркестра
(2000).
Для оркестра русских народных инструментов: Дивертисмент.
Вокально-оркестровые и хоровые: оратории - "Поэма о Березниках"
(1981), "Отстоять мир" (1982); кантаты - "В сердце
моем земля" (1983), "Юби-лейная кантата" (2000);
для хора - "Семь прелюдий", "Восьмистишия",
"Мо-литва о России", "Святой равноапостольный
князь Владимир", "Великий бла-говерный князь Д.Донской"
и др.
Камерно-инструментальные: Музыка для камерного ансамбля (2001);
Концерт для скрипки и камерного оркестра (1994); Струнный квартет
(1992); Концертино для саксофона, ансамбля скрипок и фортепиано;
"Dolore" для сак-софона и ансамбля ударных инструментов
(1999); Четыре прелюдии для ан-самбля духовых инструментов;
2 сонаты (1980, 1983), "Волжская сюита", "Го-лубая
тетрадь" и др. - для фортепиано; "Четыре русских танца",
Каприччио I, II - для двух фортепиано; Соната (1976), "Акварели",
"Пермская тетрадь" (1998) - для скрипки и фортепиано;
Рапсодия для скрипки соло (1984); Соната (1983), Поэма - для
виолончели и фортепиано; Соната для флейты и фортепиано (1990);
Диско-соната для флейты и гобоя (1986); "Богородичен"
для гобоя, бая-на, виолончели и фортепиано; Юмореска, "Беззаботное
настроение", "Пять пе-сен к рождеству Христову"
- для кларнета и фортепиано; "Цветок у ручья" -для
ударных и челесты (2001); Партита для трубы соло (1985); Соната-фантазия,
"Лесные песни" - для баяна.
Камерно-вокальные: вокальные циклы - "Гадания" на
стихи А.Фета (1981), "Заря-заряница" на стихи В.Шамшурина
(1986), "Туманы сентября" на стихи А.Решетова (1988),
"Из прошлого" на стихи Л.Мея и Е.Баратынского, на
стихи М.Сухоруковой - "Праздников светлых соседство"
(1996), "Слезы очи-щения" (1997) и др.; песни.
Литература
И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985;
Э.Монасзон. От редактора-составителя // Сочинения горьковских
композиторов для фортепиано. - М., 1986; В.Блинова. Творческий
потенциал // Информацион-ный бюллетень Союза композиторов СССР.
- 1986, № 8; Сазонов Борис Влади-мирович // Советские композиторы
и музыковеды. Т.3, ч. I. - М., 1989; Сазонов Борис Владимирович
// Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1, 2. - Н. Новгород,
1998, 2000.
А.Евдокимова