Нина Викторовна Санина родилась в Горьком в 1937 г. В 1961
году окончила историко-теоретический факультет Горьковской консерватории
(класс В.М.Цендровского), одновременно посещая занятия в классе
композиции А.А.Нестерова. Спустя некоторое время Санина стала
студенткой композиторского факультета Ленинградской консерватории
(класс О.А.Евлахова). Свое музыкальное обра-зование она завершила
в 1975 году, окончив заочную аспирантуру Ленинградской консерватории
по двум специальностям - теории музыки и композиции (руководители
Ю.Г.Кон и А.С.Леман) и ведя параллельно педагогическую работу
в консерватории в Горьком. В настоящее время Санина - профессор
кафедры теории музыки Ниже-городской консерватории, ведет курс
полифонии.
Разносторонняя музыкальная образованность Нины Викторовны сказалась
на характере ее деятельности. Композиторскую работу она успешно
сочетает с музыковедческой. Ею защищена кандидатская диссертация,
посвященная творчеству венгерского композитора Пала Кадоши,
осуществлены публикации и доклады о новой венгерской музыке,
в том числе ряд очерков в Музыкальном энциклопедическом словаре.
За большой вклад в изучение музыкальной культу-ры Венгрии Санина
в 1986 году награждена венгерским правитель-ственным орденом.
Композиторская биография Н.В.Саниной началась в 60-е годы. За
это время написаны сочинения разных музыкальных жанров: опера
"Невский проспект" по Гоголю, симфоническая и камерно-инструментальная
музыка, вокальные циклы, музыка к спектаклю "Аладдин и
волшебная лампа" (в постановке Ленинградского сту-денческого
театра кукол). Но все же центральное место принадлежит здесь
произведениям для камерных составов. Камерный стиль высказывания,
подчас объединенный с духом концертирования, особенно характерен
для сочинений последующих лет.
В музыке Н.В.Саниной преобладает лирико-психологическая сфера.
Композитору близка напряженно-конфликтная, иногда трагедийная
образность, заостренность эмоциональных состояний. Трагедийное
начало нередко выступает в сочетании с гражданской темой. Таковы
мемориалы "Освенцим. Музей", вокально-симфоническая
поэма "Хатынь", монодрама "Живой факел".
Эта черта говорит о следовании традициям Шостаковича. Созвучна
Шостаковичу и тема перипетий творческой судьбы художника, затрагиваемая
автором в ряде сочинений ("Сфинксы", Два монолога
на стихи И.Эренбурга).
Шостакович оказал влияние как на духовное формирование Нины
Викторовны, так и на ранний стиль ее музыки. В дальнейшем же
дали знать о себе стилевые тенденции, характерные для более
позднего поколения отечественных композиторов - поколения "шестидесятников".
В произведениях Саниной можно встретить, например, элементы
сонористики, алеаторики, додекафонии, четвер-титоновой системы.
Вместе с тем, технологический момент не является здесь самоцелью
- особенно в таких сочинениях, как кантата-элегия "Песня
мертвой птицы", где краски приглушены и музыкальная выразительность
достигается минимумом звуковых штрихов. Важно отметить также
индивидуализированность композиторских замыслов Саниной, нелюбовь
к готовым схемам, склонность к оригинальным жанровым решениям.
Следует подчеркнуть тщатель-ность письма, весомость и продуманность
каждой детали текста; камерность и здесь выступает ведущим принципом
творчества.
В разных жанровых сферах обнаруживаются разные грани сти-ля
композитора. Крупные оркестровые произведения (Музыка для флейты
и камерного оркестра, Виолончельный концерт) отличаются импровизационной
свободой, импульсивностью становления формы, сквозной симфонизацией.
Для инструментального стиля в целом характерно также чуткое
внимание к тембру, персонификация тембровых красок. Особым вниманием
автора пользуются, пожалуй, "бари-тональные" голоса
виолончели и кларнета (предпочтение баритону отдается и среди
вокальных голосов).
В сочинениях со словом композитор стремится к гибкой музы-кальной
декламации, к передаче в музыке всех нюансов литературного текста,
подчас прозаического (таковы "Письма Панни" на сло-ва
М.Сепеш). Поэзия вокальных циклов Н.В.Саниной - это поэзия разных
стран и народов. Греческие, японские, шведские, польские, румынские
поэты привлекают композитора и как проводники высокогуманистических
идей, и как выразители национального духа. Чувство национального
колорита приводит композитора к интерес-ным находкам в сфере
ладовой выразительности (например, в монодраме "Живой факел"
обобщенно претворены некоторые особенности вьетнамской народной
музыки).
Творчество Н.В.Саниной находит признание не только в нашей стране,
но и за ее пределами. Ряд ее произведений опубликован в России,
они пользуются вниманием издательских иностранных фирм, исполняются
зарубежными музыкантами (так, в Германии и Англии звучали Концертная
сюита для виолончели и фортепиано и Соната-монолог для кларнета
соло, в Италии - "Ave Maria").
Основные сочинения
Музыкально-театральные: телевизионная опера "Невский проспект"
(1970).
Для симфонического оркестра: Поэма (1966); Концерт для фортепиано
с оркестром (1961); Концерт для виолончели с оркестром (1974).
Для струнного оркестра: Концертино для фортепиано и оркестра
(1965).
Для камерного оркестра: Музыка для флейты и камерного оркестра
(1967).
Вокально-оркестровые и хоровые: кантата "Горизонты (1987);
вокально-симфоническая поэма "Хатынь" (1970); монодрама
"Живой факел" (1972).
Камерно-инструментальные: Квартет для двух скрипок, альта и
виолон-чели (1960); пьесы для фортепиано; Соната для альта и
фортепиано (1965); Со-ната для виолончели и фортепиано (1961);
Концертная сюита для виолончели и фортепиано (1968); Соната-монолог
для кларнета соло (1981).
Камерно-вокальные: для голоса и инструментального ансамбля -
"Освенцим. Музей" на слова М.Ковача (1967), "Из
дневника военных лет" на стихи С.Ливадитиса и П.Антеоса
(1987), кантата-элегия "Песня мертвой птицы" на слова
П.Антеоса и Н.Вреттакоса (1989); Два монолога на стихи И.Эренбурга
(1997); для голоса и фортепиано - "Письма Панни" на
слова М.Сепеш (1962); "Сфинксы" на собственные слова
(1962); "Волны Японии" на слова Сигэхару Накано (1965);
Три русские песни на собственные слова (1967); "Голоса
тишины" на стихи греческих поэтов (1968); "Ave Maria"
(1999) и др.
Музыка к спектаклю "Аладдин и волшебная лампа".
Основные музыковедческие труды
Музыка, пронизанная сердечностью и гуманизмом // Советская
музыка, 1973, № 8; О воспитании современного ладо-интонационного
слуха // Magyar zene, 1976, № 4; Натуральные лады в произведениях
П.Кадоши 30-40-х годов // Проблемы музыки ХХ века. - Горький,
1977, на венгерском языке - Magyar zene, 1978, № 3; Музыка Бартока
в Горьком // Muzsika, 1981, № 5; Венгрия // Состояние и перспективы
изучения искусства европейских социалистических стран. - М.,
1984; О национальном в новой венгерской музыке // Народно-национальные
истоки в музыке социалистических стран. - Л., 1990; статьи о
венгерской музыке и венгерских композиторах, в том числе "Венгрии
музыка", "Барток", "Дурко", "Кадоша",
"Кодай" // Музыкальный энциклопедический словарь.
- М., 1990, 1991.
Литература
А.Иконников. Горьковская молодежь // Музыка России. Вып. 1.
- М., 1976; И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. -
Горький, 1985; В.Сыров. Творческий отчет композиторов Верхней
Волги // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР, 1985,
№ 6; Санина Нина Викторовна // Советские композиторы и музыковеды.
Т.3. Ч.1. - М., 1989; Санина Нина Вик-торовна // Кто есть кто
в Нижегородской области. Вып.2. - Нижний Новгород, 2000.
Т.Левая