Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Нина Викторовна Санина
вернуться к списку сотрудников

Нина Викторовна Санина родилась в Горьком в 1937 г. В 1961 году окончила историко-теоретический факультет Горьковской консерватории (класс В.М.Цендровского), одновременно посещая занятия в классе композиции А.А.Нестерова. Спустя некоторое время Санина стала студенткой композиторского факультета Ленинградской консерватории (класс О.А.Евлахова). Свое музыкальное обра-зование она завершила в 1975 году, окончив заочную аспирантуру Ленинградской консерватории по двум специальностям - теории музыки и композиции (руководители Ю.Г.Кон и А.С.Леман) и ведя параллельно педагогическую работу в консерватории в Горьком. В настоящее время Санина - профессор кафедры теории музыки Ниже-городской консерватории, ведет курс полифонии.
Разносторонняя музыкальная образованность Нины Викторовны сказалась на характере ее деятельности. Композиторскую работу она успешно сочетает с музыковедческой. Ею защищена кандидатская диссертация, посвященная творчеству венгерского композитора Пала Кадоши, осуществлены публикации и доклады о новой венгерской музыке, в том числе ряд очерков в Музыкальном энциклопедическом словаре. За большой вклад в изучение музыкальной культу-ры Венгрии Санина в 1986 году награждена венгерским правитель-ственным орденом.
Композиторская биография Н.В.Саниной началась в 60-е годы. За это время написаны сочинения разных музыкальных жанров: опера "Невский проспект" по Гоголю, симфоническая и камерно-инструментальная музыка, вокальные циклы, музыка к спектаклю "Аладдин и волшебная лампа" (в постановке Ленинградского сту-денческого театра кукол). Но все же центральное место принадлежит здесь произведениям для камерных составов. Камерный стиль высказывания, подчас объединенный с духом концертирования, особенно характерен для сочинений последующих лет.
В музыке Н.В.Саниной преобладает лирико-психологическая сфера. Композитору близка напряженно-конфликтная, иногда трагедийная образность, заостренность эмоциональных состояний. Трагедийное начало нередко выступает в сочетании с гражданской темой. Таковы мемориалы "Освенцим. Музей", вокально-симфоническая поэма "Хатынь", монодрама "Живой факел". Эта черта говорит о следовании традициям Шостаковича. Созвучна Шостаковичу и тема перипетий творческой судьбы художника, затрагиваемая автором в ряде сочинений ("Сфинксы", Два монолога на стихи И.Эренбурга).
Шостакович оказал влияние как на духовное формирование Нины Викторовны, так и на ранний стиль ее музыки. В дальнейшем же дали знать о себе стилевые тенденции, характерные для более позднего поколения отечественных композиторов - поколения "шестидесятников". В произведениях Саниной можно встретить, например, элементы сонористики, алеаторики, додекафонии, четвер-титоновой системы. Вместе с тем, технологический момент не является здесь самоцелью - особенно в таких сочинениях, как кантата-элегия "Песня мертвой птицы", где краски приглушены и музыкальная выразительность достигается минимумом звуковых штрихов. Важно отметить также индивидуализированность композиторских замыслов Саниной, нелюбовь к готовым схемам, склонность к оригинальным жанровым решениям. Следует подчеркнуть тщатель-ность письма, весомость и продуманность каждой детали текста; камерность и здесь выступает ведущим принципом творчества.
В разных жанровых сферах обнаруживаются разные грани сти-ля композитора. Крупные оркестровые произведения (Музыка для флейты и камерного оркестра, Виолончельный концерт) отличаются импровизационной свободой, импульсивностью становления формы, сквозной симфонизацией. Для инструментального стиля в целом характерно также чуткое внимание к тембру, персонификация тембровых красок. Особым вниманием автора пользуются, пожалуй, "бари-тональные" голоса виолончели и кларнета (предпочтение баритону отдается и среди вокальных голосов).
В сочинениях со словом композитор стремится к гибкой музы-кальной декламации, к передаче в музыке всех нюансов литературного текста, подчас прозаического (таковы "Письма Панни" на сло-ва М.Сепеш). Поэзия вокальных циклов Н.В.Саниной - это поэзия разных стран и народов. Греческие, японские, шведские, польские, румынские поэты привлекают композитора и как проводники высокогуманистических идей, и как выразители национального духа. Чувство национального колорита приводит композитора к интерес-ным находкам в сфере ладовой выразительности (например, в монодраме "Живой факел" обобщенно претворены некоторые особенности вьетнамской народной музыки).
Творчество Н.В.Саниной находит признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Ряд ее произведений опубликован в России, они пользуются вниманием издательских иностранных фирм, исполняются зарубежными музыкантами (так, в Германии и Англии звучали Концертная сюита для виолончели и фортепиано и Соната-монолог для кларнета соло, в Италии - "Ave Maria").
Основные сочинения

Музыкально-театральные: телевизионная опера "Невский проспект" (1970).
Для симфонического оркестра: Поэма (1966); Концерт для фортепиано с оркестром (1961); Концерт для виолончели с оркестром (1974).
Для струнного оркестра: Концертино для фортепиано и оркестра (1965).
Для камерного оркестра: Музыка для флейты и камерного оркестра (1967).
Вокально-оркестровые и хоровые: кантата "Горизонты (1987); вокально-симфоническая поэма "Хатынь" (1970); монодрама "Живой факел" (1972).
Камерно-инструментальные: Квартет для двух скрипок, альта и виолон-чели (1960); пьесы для фортепиано; Соната для альта и фортепиано (1965); Со-ната для виолончели и фортепиано (1961); Концертная сюита для виолончели и фортепиано (1968); Соната-монолог для кларнета соло (1981).
Камерно-вокальные: для голоса и инструментального ансамбля - "Освенцим. Музей" на слова М.Ковача (1967), "Из дневника военных лет" на стихи С.Ливадитиса и П.Антеоса (1987), кантата-элегия "Песня мертвой птицы" на слова П.Антеоса и Н.Вреттакоса (1989); Два монолога на стихи И.Эренбурга (1997); для голоса и фортепиано - "Письма Панни" на слова М.Сепеш (1962); "Сфинксы" на собственные слова (1962); "Волны Японии" на слова Сигэхару Накано (1965); Три русские песни на собственные слова (1967); "Голоса тишины" на стихи греческих поэтов (1968); "Ave Maria" (1999) и др.
Музыка к спектаклю "Аладдин и волшебная лампа".

Основные музыковедческие труды

Музыка, пронизанная сердечностью и гуманизмом // Советская музыка, 1973, № 8; О воспитании современного ладо-интонационного слуха // Magyar zene, 1976, № 4; Натуральные лады в произведениях П.Кадоши 30-40-х годов // Проблемы музыки ХХ века. - Горький, 1977, на венгерском языке - Magyar zene, 1978, № 3; Музыка Бартока в Горьком // Muzsika, 1981, № 5; Венгрия // Состояние и перспективы изучения искусства европейских социалистических стран. - М., 1984; О национальном в новой венгерской музыке // Народно-национальные истоки в музыке социалистических стран. - Л., 1990; статьи о венгерской музыке и венгерских композиторах, в том числе "Венгрии музыка", "Барток", "Дурко", "Кадоша", "Кодай" // Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990, 1991.
Литература

А.Иконников. Горьковская молодежь // Музыка России. Вып. 1. - М., 1976; И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985; В.Сыров. Творческий отчет композиторов Верхней Волги // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР, 1985, № 6; Санина Нина Викторовна // Советские композиторы и музыковеды. Т.3. Ч.1. - М., 1989; Санина Нина Вик-торовна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып.2. - Нижний Новгород, 2000.
Т.Левая

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур