Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

 

Алла Валентиновна Пенкина
вернуться к списку сотрудников

Алла Валентиновна Пенкина родилась в 1960 году в г.Павлово Нижегородской области. После окончания музыкальной школы по-ступила на теоретическое отделение Дзержинского музыкального училища, где под руководством Б.С.Гецелева были написаны ее первые сочинения.
В 1989 году А.В.Пенкина окончила Ашхабадскую консерваторию (класс композиции профессора Р.Аллаярова) и под его же руко-водством ассистентуру-стажировку. Работала преподавателем в му-зыкальном училище и консерватории Ашхабада, музыкальным редактором телерадиокомпании Туркменистана. В 1896 году возвратилась в Россию, ведет педагогическую работу в музыкальных школах Нижнего Новгорода.
Список сочинений композитора количественно невелик, но это объясняется вдумчивой, кропотливой работой автора над каждым опусом. Произведения композитора отличаются тонкой нюансиров-кой, тщательно продуманными деталями. Авторское обращение к слушателю "вполголоса" заставляет внимательно вслушиваться в эти нюансы, улавливая в них нечто более значительное. А.Пенкина - композитор камерного плана, поэтому среди ее сочинений для оркестра нет масштабно-симфонических полотен, автор явно предпочитает компактные оркестровые композиции. Таковы "Тени" для камерного оркестра - с прозрачной фактурой, напоминающей легкую пастель; с мягким звучанием, наполненным намеками и невыполненными обещаниями; с нежным тембром колокольчиков, подку-пающих своей хрупкой чистотой.
В творческом списке дважды представлен жанр концерта: для фортепиано и для скрипки. В Концерте для скрипки с оркестром, опираясь на одночастную романтическую модель жанра, автор пре-ломляет традицию сквозь призму музыки ХХ века, рефлектирующую и ищущую одновременно, стремящуюся к безвозвратно уте-рянному и потому недостижимому идеалу. Концерт необычен своей "невиртуозностью", традиционное концертное состязание уступает место неторопливому, но напряженному диалогу, столь характерному для многих сочинений А.Пенкиной.
Соната для альта и фортепиано близка скрипичному концерту отсутствием внешней виртуозности (это подчеркивается господ-ством медленных темпов). Музыка словно погружает слушателя в глубокое, сосредоточенное размышление. Партия альта немного-словна, но интонационно выразительна и богата эмоциональными оттенками. Отрешенная кода в завершении сонаты, истаивающее в третьей октаве звучание альта - это некое авторское многоточие, так и не открывающее слушателям той истины, которая мучительно ищется на протяжении всего сочинения.
Значительное место в творчестве композитора занимает камерно-вокальная лирика. Три вокальных цикла охватывают широкий круг поэтов, демонстрируя поэтический вкус и эрудицию компози-тора. А.Пенкиной свойственно бережное и чуткое прочтение стиха: будь то неожиданные повороты мысли в философской поэзии Ф.Ницше или чарующее ахматовское слово - на все композитор от-кликается гибкой и выразительной вокальной интонацией.
Для каждого вокального цикла найден свой инструментальный состав. В "Четырех стихотворениях Ф.Ницше" виолончельный го-лос не только удачно добавляется к басовому тембру вокалиста (не-смотря на регистровую схожесть), но в то же время образует само-стоятельный ансамбль с фортепиано, в результате чего цикл обретает черты камерной сонаты. Не менее интересен состав в вокальном цикле "Зеркала" на стихи поэтов-символистов. Композитор словно пытается соединить несоединимое: дискант и бас, фортепиано, кон-трабас и колокола. Голос каждого индивидуален и, вместе с тем, неотделим от всех остальных, образуя прихотливую тембровую драма-тургию, присущую камерному ансамблю.
Музыка Аллы Пенкиной звучит в разных городах России и ближнего зарубежья, неизменно привлекая внимание слушателей искренностью и серьезностью авторского высказывания.

Основные сочинения

Для симфонического оркестра: "Монолог" (1993); Концерт для форте-пиано с оркестром (1989).
Камерно-инструментальные: "Тени" - для камерного оркестра; Концерт для скрипки и камерного оркестра (1995); Трио "Памяти А.Шнитке" - для фор-тепиано, виолончели и аккордеона (1998); Соната для альта и фортепиано (1997); Две прелюдии для виолончели и вибрафона.
Камерно-вокальные: вокальные циклы - "Четыре стихотворения Фридри-ха Ницше" (1997), "Я - голос ваш…" на стихи А.Ахматовой (1999), "Зеркала" на стихи поэтов-символистов (2000); песни для детей.
Музыка к кинофильму "Ченч".

Литература

Пенкина Алла Валентиновна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 2. - Н.Новгород, 2000.

О.Зароднюк

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур