Алла Валентиновна Пенкина родилась в 1960 году в г.Павлово
Нижегородской области. После окончания музыкальной школы по-ступила
на теоретическое отделение Дзержинского музыкального училища,
где под руководством Б.С.Гецелева были написаны ее первые сочинения.
В 1989 году А.В.Пенкина окончила Ашхабадскую консерваторию (класс
композиции профессора Р.Аллаярова) и под его же руко-водством
ассистентуру-стажировку. Работала преподавателем в му-зыкальном
училище и консерватории Ашхабада, музыкальным редактором телерадиокомпании
Туркменистана. В 1896 году возвратилась в Россию, ведет педагогическую
работу в музыкальных школах Нижнего Новгорода.
Список сочинений композитора количественно невелик, но это объясняется
вдумчивой, кропотливой работой автора над каждым опусом. Произведения
композитора отличаются тонкой нюансиров-кой, тщательно продуманными
деталями. Авторское обращение к слушателю "вполголоса"
заставляет внимательно вслушиваться в эти нюансы, улавливая
в них нечто более значительное. А.Пенкина - композитор камерного
плана, поэтому среди ее сочинений для оркестра нет масштабно-симфонических
полотен, автор явно предпочитает компактные оркестровые композиции.
Таковы "Тени" для камерного оркестра - с прозрачной
фактурой, напоминающей легкую пастель; с мягким звучанием, наполненным
намеками и невыполненными обещаниями; с нежным тембром колокольчиков,
подку-пающих своей хрупкой чистотой.
В творческом списке дважды представлен жанр концерта: для фортепиано
и для скрипки. В Концерте для скрипки с оркестром, опираясь
на одночастную романтическую модель жанра, автор пре-ломляет
традицию сквозь призму музыки ХХ века, рефлектирующую и ищущую
одновременно, стремящуюся к безвозвратно уте-рянному и потому
недостижимому идеалу. Концерт необычен своей "невиртуозностью",
традиционное концертное состязание уступает место неторопливому,
но напряженному диалогу, столь характерному для многих сочинений
А.Пенкиной.
Соната для альта и фортепиано близка скрипичному концерту отсутствием
внешней виртуозности (это подчеркивается господ-ством медленных
темпов). Музыка словно погружает слушателя в глубокое, сосредоточенное
размышление. Партия альта немного-словна, но интонационно выразительна
и богата эмоциональными оттенками. Отрешенная кода в завершении
сонаты, истаивающее в третьей октаве звучание альта - это некое
авторское многоточие, так и не открывающее слушателям той истины,
которая мучительно ищется на протяжении всего сочинения.
Значительное место в творчестве композитора занимает камерно-вокальная
лирика. Три вокальных цикла охватывают широкий круг поэтов,
демонстрируя поэтический вкус и эрудицию компози-тора. А.Пенкиной
свойственно бережное и чуткое прочтение стиха: будь то неожиданные
повороты мысли в философской поэзии Ф.Ницше или чарующее ахматовское
слово - на все композитор от-кликается гибкой и выразительной
вокальной интонацией.
Для каждого вокального цикла найден свой инструментальный состав.
В "Четырех стихотворениях Ф.Ницше" виолончельный го-лос
не только удачно добавляется к басовому тембру вокалиста (не-смотря
на регистровую схожесть), но в то же время образует само-стоятельный
ансамбль с фортепиано, в результате чего цикл обретает черты
камерной сонаты. Не менее интересен состав в вокальном цикле
"Зеркала" на стихи поэтов-символистов. Композитор
словно пытается соединить несоединимое: дискант и бас, фортепиано,
кон-трабас и колокола. Голос каждого индивидуален и, вместе
с тем, неотделим от всех остальных, образуя прихотливую тембровую
драма-тургию, присущую камерному ансамблю.
Музыка Аллы Пенкиной звучит в разных городах России и ближнего
зарубежья, неизменно привлекая внимание слушателей искренностью
и серьезностью авторского высказывания.
Основные сочинения
Для симфонического оркестра: "Монолог" (1993); Концерт
для форте-пиано с оркестром (1989).
Камерно-инструментальные: "Тени" - для камерного оркестра;
Концерт для скрипки и камерного оркестра (1995); Трио "Памяти
А.Шнитке" - для фор-тепиано, виолончели и аккордеона (1998);
Соната для альта и фортепиано (1997); Две прелюдии для виолончели
и вибрафона.
Камерно-вокальные: вокальные циклы - "Четыре стихотворения
Фридри-ха Ницше" (1997), "Я - голос ваш…" на
стихи А.Ахматовой (1999), "Зеркала" на стихи поэтов-символистов
(2000); песни для детей.
Музыка к кинофильму "Ченч".
Литература
Пенкина Алла Валентиновна // Кто есть кто в Нижегородской области.
Вып. 2. - Н.Новгород, 2000.
О.Зароднюк