Аркадий Александрович Нестеров родился в Гжатске Смолен-ской
области. Первоначальное музыкальное образование получил в Москве,
будучи воспитанником взвода трубачей кавалерийского полка. В
1939 году окончил композиторское отделение музыкально-го училища
имени Гнесиных (класс Е.О.Месснера), в 1948 - Мос-ковскую консерваторию
по классу композиции профессора В.Я.Шебалина. Общение в годы
учебы с этим выдающимся музы-кантом и другими корифеями отечественной
музыки - Д.Д.Шостаковичем, Н.Я.Мясковским - оставило глубокий
след в творческом сознании будущего композитора, оказало решающее
воздействие на формирование его художественных взглядов.
С 1941 по 1946 год Нестеров в рядах Советской армии, участ-ник
Великой Отечественной войны.
По завершении образования композитор в 1948 году приезжает в
Горький, где протекает его последующая интенсивная творческая,
педагогическая и общественная деятельность. Нестеров преподает
в консерватории, заведует кафедрой теории музыки, а позже создан-ной
им кафедрой композиции, руководит консерваторией в качестве
ректора, ведет большую работу по воспитанию творческой молоде-жи.
В классе профессора А.А.Нестерова получили профессиональ-ное
композиторское образование свыше 50 человек.
За 60-летний период творческой деятельности, плодотворно на-чавшийся
еще в студенческие годы, композитором накоплен обшир-нейший
багаж, в жанровом отношении исключительно многогран-ный. Главное
место занимают симфоническая и оперно-театральная музыка - оперы,
балеты, симфонии, симфонические поэмы, концер-ты, многие другие
сочинения. Интерес к театральному жанру полу-чил выражение и
в создании музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам.
Многочисленны хоровые и вокальные произве-дения, в том числе
кантаты, хоры, романсы, песни. Среди камерных инструментальных
сочинений - струнные квартеты, квартет для де-ревянных духовых
инструментов, пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели, тромбона,
баяна.
Нестеров - композитор, тяготевший к широкой, общественно-гражданской
тематике. Величественные страницы прошлого России нашли яркое
отражение в опере "Козьма Минин" по драматической
хронике А.Н.Островского. Нижегородскому Сормову посвящены Вторая
симфония Нестерова - монументальное произведение, про-никнутое
драматическим пафосом революционных событий. Образы революции
запечатлены им и в симфонической поэме-фантазии "Буревестник"
(по М.Горькому), в музыке к драматическим спек-таклям.
Тема Великой Отечественной войны, героической борьбы с фашизмом
особенно близка А.Нестерову. Глубокое воплощение по-лучила она
в операх "Летят журавли" по пьесе В.Розова "Вечно
жи-вые" и "Пастух и пастушка" по одноименной
повести В.Астафьева (обе они поставлены Горьковским театром
оперы и балета - 1970 и 1985 г.г., "Летят журавли",
кроме того, Башкирским оперным теат-ром в Уфе - 1975 г.), симфонической
поэме "Белая береза" (по од-ноименному роману М.Бубеннова),
вокально-симфоническом цикле "Земля героев", хоровом
вокализе "Памяти павших" и целом ряде других сочинений.
За создание произведений, посвященных герои-ко-патриотической
теме, композитор удостоен серебряной медали имени А.В.Александрова.
Образы Родины, мирной жизни и труда, жанровые зарисовки, природа,
лирика предстают в вокальных и хоровых произведениях Нестерова.
Много песен написано о городе, в котором он жил, о ни-жегородцах
(среди них цикл "Песни родного края"). Этой же теме
посвящены кантаты "Земля нижегородская", "Автозаводцы".
Романсы Нестерова на стихи русских поэтов - Пушкина, Лер-монтова,
А.К.Толстого, Цветаевой, камерно-инструментальная му-зыка характеризуется
лирическим тоном, особой теплотой поэтиче-ского высказывания.
Лирическое начало глубоко проникает и в дру-гие произведения
композитора. Внутренний духовный мир нашего современника запечатлен
в романсах на стихи поэта-нижегородца В.Половинкина. Рельефные
образные контрасты, драматургический размах отличают струнные
квартеты, виолончельную сонату, "Ли-рическую балладу"
для скрипки и фортепиано.
В сфере инструментальной музыки специального внимания за-служивает
получившая широкую известность целая группа концер-тов для медных
духовых инструментов (трубы, валторны, тромбона, бас-тромбона,
тубы) с симфоническим оркестром, в качестве соли-рующих довольно
редких в практике концертного жанра по сравне-нию с традиционными
фортепиано, скрипкой, виолончелью. В юно-сти сам хороший трубач
(чему он обязан своим первоначальным во-инским воспитанием и
урокам у такого специалиста, как профессор М.И.Табаков, которые
получал в музыкальном училище одновре-менно с занятиями по композиции),
Нестеров в совершенстве постиг природу оркестрово-духового инструментария.
Особенно большое распространение получил тромбоновый концерт,
неоднократно из-данный (в том числе в США), вошедший в постоянный
репертуар сильнейших отечественных и зарубежных тромбонистов.
Большое внимание композитор уделял музыке для детей и юношества.
Балет "Тимур и его команда" по повести А.Гайдара,
дважды поставленный на горьковской сцене (1956 и 1974), хоровая
кантата "Мальчишки и солнце" (слова М.Мараша), детские
хоры выразительно раскрывают богатый мир ребячьих мыслей и чувств.
Еще одна область - собирание и обработка русских народных песен,
одним из выражений чего стал созданный композитором сборник
народных песен нижегородского края. Любовь к народному искусству
Нестеров пронес через все творчество, и это благотворно сказывается
на строе его музыки - глубоко национальной в своей основе.
Сильная и открытая эмоциональность - примечательная черта нестеровских
сочинений. Мелодизм языка, мелодическая протяжен-ность, певучесть
придает им непосредственность выражения, заду-шевность и искренность.
При всем этом музыкальный язык по-современному остр и импульсивен.
Ясность и доступность музыки соединяются у Нестерова с вы-соким
профессиональным мастерством. Масштабность образного воплощения,
драматургическая насыщенность, интенсивное музы-кальное развитие,
большое полифоническое и оркестровое искусство - неотъемлемые
качества его композиторского письма.
Творческую и педагогическую деятельность А.А.Нестеров со-вмещал
с широкой общественной. С 1965 года и до конца жизни он на бессменном
председательском посту возглавлял Нижегородскую (первоначально
Верхневолжскую) композиторскую организацию, входил в руководящие
органы Союза композиторов СССР и России, неоднократно избирался
народным депутатом разных представи-тельских уровней.
Вклад Нестерова в отечественную музыку, в нижегородскую музыкальную
культуру велик и значителен. Заслуги его в развитии музыкального
искусства, в подготовке и воспитании музыкальных кадров отмечены
правительственными наградами, присвоением ему званий народного
артиста России и заслуженного деятеля искусств двух республик
Поволжья - Чувашской и Мордовской. Он почетный гражданин и лауреат
премии Нижнего Новгорода.
Основные сочинения
Музыкально-театральные: оперы "Козьма Минин" (1948),
"Летят жу-равли" (1970), "Пастух и пастушка"
(1985); балеты "Тимур и его команда" (1956), "Хореографический
дивертисмент" (1967).
Для симфонического оркестра: две симфонии (1947, 1963); симфониче-ская
поэма "Белая береза" (1952); симфоническая поэма-фантазия
"Буревест-ник" (1968); "Молодежная увертюра"
(1953); две балетные сюиты (1957, 1958); Фуга; "Торжественный
прелюд"; концерты - для тромбона с оркестром (1952), для
трубы с оркестром (1972), для валторны с оркестром (1986), для
тубы с ор-кестром (1991), для бас-тромбона с оркестром (1995).
Вокально-оркестровые и хоровые: кантаты - "Сказ о счастье
народном" (1950), "Немеркнущий огонь" (1967),
"Мальчишки и солнце" (1968), "Земля нижегородская"
(1971), "Автозаводцы" (1981), "Светорусье"
(1992); "Земля ге-роев" - три поэмы для голоса с оркестром
(1961); хоровой цикл "Весенние всхо-ды" (1988); два
сборника хоров (1950, 1958); детские хоры; хоровые обработки
русских народных песен.
Камерно-инструментальные: Три струнных квартета (1939, 1941,
1960); Трио для скрипки, альта и виолончели (1998); Квартет
для деревянных духовых инструментов (1990); Брасс-квинтет (1993);
Каприччио на две волжские темы для пяти тромбонов и тубы (1959);
Три поэмы, прелюдии - для фортепиано; "Лирическая баллада"
для скрипки и фортепиано; Соната для скрипки соло (1994); Соната
для альта соло (1997); Соната для виолончели соло (1964); "Дра-матическая
поэма", Легенда, Скерцо - для тромбона и фортепиано; Импровиза-ция
и этюд для тромбона соло; Былина - для баяна.
Камерно-вокальные: романсы на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова,
А.Толстого, М.Цветаевой, А.Коваленкова, В.Половинкина и др.;
песни; обра-ботки русских народных песен.
Музыка к спектаклям и радиопостановкам "Царь Юрий",
"Федор Вол-ков", "Печорин", "На горах",
"Летчик Петр Нестеров", "Вьюга", "Посольский
дневник", "Панфиловцы" и др.
Литература
И.Мартынов. "Белая береза" (симфоническая поэма А.А.Нестерова)
// Со-ветская музыка, 1952, № 8; В.Коллар. Письма из республик
и городов. Горький // Советская музыка, 1956, № 6; Нестеров
Аркадий Александрович // Советские композиторы. - М., 1957;
Н.Шумская. "Тимур и его команда" // Советская му-зыка,
1957, № 5; В.Коллар. "Тимур" на балетной сцене //
Театральная жизнь, 1959, № 2; В.Цендровский. Пытливый художник
// Советская музыка, 1966, № 1; И.Патрикеев. Зреют гроздья народного
гнева // Театральная жизнь, 1967, № 22; И.Елисеев. О самом близком
// Советская музыка, 1970, № 12; А.Алексеева. Литература и искусство.
- Горький, 1971; Р.Бунин. Творчество горьковчан // Музыкальная
жизнь, 1971, № 16; Р.Бунин. Композиторы Верхней Волги // Му-зыкальная
жизнь, 1972, № 15; В.Цендровский. Аркадий Нестеров. - М., 1975;
Нестеров Аркадий Александрович // Музыкальная энциклопедия.
Т.3. - М., 1976; В.Коллар. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода
- Горького. - Горький, 1976; В.Беляков, В.Блинова, Н.Бордюг.
Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе
Горьком. - Горький, 1980; Л.Леонова. В творче-ских организациях
РСФСР. Горький // Музыка России. Вып. 3. - М., 1980; Не-стеров
Аркадий Александрович // Советские композиторы и музыковеды.
Т. 2. - М., 1981; И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан.
- Горький, 1985; В.Сыров. Творческий отчет композиторов Верхней
Волги // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР. -
1985, № 6; В.Цендровский. Новая опе-ра // Информационный бюллетень
Союза композиторов СССР. - 1985, № 7; Э.Монасзон. От редактора-составителя
// Сочинения горьковских композиторов для фортепиано. - М.,
1986; Ю.Николаев, В.Цендровский. Астафьев на оперной сцене //
Советская музыка, 1988, № 10; В.Цендровский. На юбилейных концер-тах
А.Нестерова // Советская музыка, 1989, № 9; И.Елисеев. На музыкальной
сцене. - Горький, 1990; Нестеров Аркадий Александрович // Музыкальный
эн-циклопедический словарь. - М., 1990, 1991; Нестеров Аркадий
Александрович // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып.
1. - Н. Новгород, 1998.
В.Цендровский