Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Аркадий Александрович Нестеров
(1918-1999)
вернуться к списку сотрудников

Аркадий Александрович Нестеров родился в Гжатске Смолен-ской области. Первоначальное музыкальное образование получил в Москве, будучи воспитанником взвода трубачей кавалерийского полка. В 1939 году окончил композиторское отделение музыкально-го училища имени Гнесиных (класс Е.О.Месснера), в 1948 - Мос-ковскую консерваторию по классу композиции профессора В.Я.Шебалина. Общение в годы учебы с этим выдающимся музы-кантом и другими корифеями отечественной музыки - Д.Д.Шостаковичем, Н.Я.Мясковским - оставило глубокий след в творческом сознании будущего композитора, оказало решающее воздействие на формирование его художественных взглядов.
С 1941 по 1946 год Нестеров в рядах Советской армии, участ-ник Великой Отечественной войны.
По завершении образования композитор в 1948 году приезжает в Горький, где протекает его последующая интенсивная творческая, педагогическая и общественная деятельность. Нестеров преподает в консерватории, заведует кафедрой теории музыки, а позже создан-ной им кафедрой композиции, руководит консерваторией в качестве ректора, ведет большую работу по воспитанию творческой молоде-жи. В классе профессора А.А.Нестерова получили профессиональ-ное композиторское образование свыше 50 человек.
За 60-летний период творческой деятельности, плодотворно на-чавшийся еще в студенческие годы, композитором накоплен обшир-нейший багаж, в жанровом отношении исключительно многогран-ный. Главное место занимают симфоническая и оперно-театральная музыка - оперы, балеты, симфонии, симфонические поэмы, концер-ты, многие другие сочинения. Интерес к театральному жанру полу-чил выражение и в создании музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам. Многочисленны хоровые и вокальные произве-дения, в том числе кантаты, хоры, романсы, песни. Среди камерных инструментальных сочинений - струнные квартеты, квартет для де-ревянных духовых инструментов, пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели, тромбона, баяна.
Нестеров - композитор, тяготевший к широкой, общественно-гражданской тематике. Величественные страницы прошлого России нашли яркое отражение в опере "Козьма Минин" по драматической хронике А.Н.Островского. Нижегородскому Сормову посвящены Вторая симфония Нестерова - монументальное произведение, про-никнутое драматическим пафосом революционных событий. Образы революции запечатлены им и в симфонической поэме-фантазии "Буревестник" (по М.Горькому), в музыке к драматическим спек-таклям.
Тема Великой Отечественной войны, героической борьбы с фашизмом особенно близка А.Нестерову. Глубокое воплощение по-лучила она в операх "Летят журавли" по пьесе В.Розова "Вечно жи-вые" и "Пастух и пастушка" по одноименной повести В.Астафьева (обе они поставлены Горьковским театром оперы и балета - 1970 и 1985 г.г., "Летят журавли", кроме того, Башкирским оперным теат-ром в Уфе - 1975 г.), симфонической поэме "Белая береза" (по од-ноименному роману М.Бубеннова), вокально-симфоническом цикле "Земля героев", хоровом вокализе "Памяти павших" и целом ряде других сочинений. За создание произведений, посвященных герои-ко-патриотической теме, композитор удостоен серебряной медали имени А.В.Александрова.
Образы Родины, мирной жизни и труда, жанровые зарисовки, природа, лирика предстают в вокальных и хоровых произведениях Нестерова. Много песен написано о городе, в котором он жил, о ни-жегородцах (среди них цикл "Песни родного края"). Этой же теме посвящены кантаты "Земля нижегородская", "Автозаводцы".
Романсы Нестерова на стихи русских поэтов - Пушкина, Лер-монтова, А.К.Толстого, Цветаевой, камерно-инструментальная му-зыка характеризуется лирическим тоном, особой теплотой поэтиче-ского высказывания. Лирическое начало глубоко проникает и в дру-гие произведения композитора. Внутренний духовный мир нашего современника запечатлен в романсах на стихи поэта-нижегородца В.Половинкина. Рельефные образные контрасты, драматургический размах отличают струнные квартеты, виолончельную сонату, "Ли-рическую балладу" для скрипки и фортепиано.
В сфере инструментальной музыки специального внимания за-служивает получившая широкую известность целая группа концер-тов для медных духовых инструментов (трубы, валторны, тромбона, бас-тромбона, тубы) с симфоническим оркестром, в качестве соли-рующих довольно редких в практике концертного жанра по сравне-нию с традиционными фортепиано, скрипкой, виолончелью. В юно-сти сам хороший трубач (чему он обязан своим первоначальным во-инским воспитанием и урокам у такого специалиста, как профессор М.И.Табаков, которые получал в музыкальном училище одновре-менно с занятиями по композиции), Нестеров в совершенстве постиг природу оркестрово-духового инструментария. Особенно большое распространение получил тромбоновый концерт, неоднократно из-данный (в том числе в США), вошедший в постоянный репертуар сильнейших отечественных и зарубежных тромбонистов.
Большое внимание композитор уделял музыке для детей и юношества. Балет "Тимур и его команда" по повести А.Гайдара, дважды поставленный на горьковской сцене (1956 и 1974), хоровая кантата "Мальчишки и солнце" (слова М.Мараша), детские хоры выразительно раскрывают богатый мир ребячьих мыслей и чувств.
Еще одна область - собирание и обработка русских народных песен, одним из выражений чего стал созданный композитором сборник народных песен нижегородского края. Любовь к народному искусству Нестеров пронес через все творчество, и это благотворно сказывается на строе его музыки - глубоко национальной в своей основе.
Сильная и открытая эмоциональность - примечательная черта нестеровских сочинений. Мелодизм языка, мелодическая протяжен-ность, певучесть придает им непосредственность выражения, заду-шевность и искренность. При всем этом музыкальный язык по-современному остр и импульсивен.
Ясность и доступность музыки соединяются у Нестерова с вы-соким профессиональным мастерством. Масштабность образного воплощения, драматургическая насыщенность, интенсивное музы-кальное развитие, большое полифоническое и оркестровое искусство - неотъемлемые качества его композиторского письма.
Творческую и педагогическую деятельность А.А.Нестеров со-вмещал с широкой общественной. С 1965 года и до конца жизни он на бессменном председательском посту возглавлял Нижегородскую (первоначально Верхневолжскую) композиторскую организацию, входил в руководящие органы Союза композиторов СССР и России, неоднократно избирался народным депутатом разных представи-тельских уровней.
Вклад Нестерова в отечественную музыку, в нижегородскую музыкальную культуру велик и значителен. Заслуги его в развитии музыкального искусства, в подготовке и воспитании музыкальных кадров отмечены правительственными наградами, присвоением ему званий народного артиста России и заслуженного деятеля искусств двух республик Поволжья - Чувашской и Мордовской. Он почетный гражданин и лауреат премии Нижнего Новгорода.

Основные сочинения

Музыкально-театральные: оперы "Козьма Минин" (1948), "Летят жу-равли" (1970), "Пастух и пастушка" (1985); балеты "Тимур и его команда" (1956), "Хореографический дивертисмент" (1967).
Для симфонического оркестра: две симфонии (1947, 1963); симфониче-ская поэма "Белая береза" (1952); симфоническая поэма-фантазия "Буревест-ник" (1968); "Молодежная увертюра" (1953); две балетные сюиты (1957, 1958); Фуга; "Торжественный прелюд"; концерты - для тромбона с оркестром (1952), для трубы с оркестром (1972), для валторны с оркестром (1986), для тубы с ор-кестром (1991), для бас-тромбона с оркестром (1995).
Вокально-оркестровые и хоровые: кантаты - "Сказ о счастье народном" (1950), "Немеркнущий огонь" (1967), "Мальчишки и солнце" (1968), "Земля нижегородская" (1971), "Автозаводцы" (1981), "Светорусье" (1992); "Земля ге-роев" - три поэмы для голоса с оркестром (1961); хоровой цикл "Весенние всхо-ды" (1988); два сборника хоров (1950, 1958); детские хоры; хоровые обработки русских народных песен.
Камерно-инструментальные: Три струнных квартета (1939, 1941, 1960); Трио для скрипки, альта и виолончели (1998); Квартет для деревянных духовых инструментов (1990); Брасс-квинтет (1993); Каприччио на две волжские темы для пяти тромбонов и тубы (1959); Три поэмы, прелюдии - для фортепиано; "Лирическая баллада" для скрипки и фортепиано; Соната для скрипки соло (1994); Соната для альта соло (1997); Соната для виолончели соло (1964); "Дра-матическая поэма", Легенда, Скерцо - для тромбона и фортепиано; Импровиза-ция и этюд для тромбона соло; Былина - для баяна.
Камерно-вокальные: романсы на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Толстого, М.Цветаевой, А.Коваленкова, В.Половинкина и др.; песни; обра-ботки русских народных песен.
Музыка к спектаклям и радиопостановкам "Царь Юрий", "Федор Вол-ков", "Печорин", "На горах", "Летчик Петр Нестеров", "Вьюга", "Посольский дневник", "Панфиловцы" и др.

Литература

И.Мартынов. "Белая береза" (симфоническая поэма А.А.Нестерова) // Со-ветская музыка, 1952, № 8; В.Коллар. Письма из республик и городов. Горький // Советская музыка, 1956, № 6; Нестеров Аркадий Александрович // Советские композиторы. - М., 1957; Н.Шумская. "Тимур и его команда" // Советская му-зыка, 1957, № 5; В.Коллар. "Тимур" на балетной сцене // Театральная жизнь, 1959, № 2; В.Цендровский. Пытливый художник // Советская музыка, 1966, № 1; И.Патрикеев. Зреют гроздья народного гнева // Театральная жизнь, 1967, № 22; И.Елисеев. О самом близком // Советская музыка, 1970, № 12; А.Алексеева. Литература и искусство. - Горький, 1971; Р.Бунин. Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь, 1971, № 16; Р.Бунин. Композиторы Верхней Волги // Му-зыкальная жизнь, 1972, № 15; В.Цендровский. Аркадий Нестеров. - М., 1975; Нестеров Аркадий Александрович // Музыкальная энциклопедия. Т.3. - М., 1976; В.Коллар. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода - Горького. - Горький, 1976; В.Беляков, В.Блинова, Н.Бордюг. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе Горьком. - Горький, 1980; Л.Леонова. В творче-ских организациях РСФСР. Горький // Музыка России. Вып. 3. - М., 1980; Не-стеров Аркадий Александрович // Советские композиторы и музыковеды. Т. 2. - М., 1981; И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985; В.Сыров. Творческий отчет композиторов Верхней Волги // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР. - 1985, № 6; В.Цендровский. Новая опе-ра // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР. - 1985, № 7; Э.Монасзон. От редактора-составителя // Сочинения горьковских композиторов для фортепиано. - М., 1986; Ю.Николаев, В.Цендровский. Астафьев на оперной сцене // Советская музыка, 1988, № 10; В.Цендровский. На юбилейных концер-тах А.Нестерова // Советская музыка, 1989, № 9; И.Елисеев. На музыкальной сцене. - Горький, 1990; Нестеров Аркадий Александрович // Музыкальный эн-циклопедический словарь. - М., 1990, 1991; Нестеров Аркадий Александрович // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1. - Н. Новгород, 1998.

В.Цендровский

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур