Виктор Васильевич Моренов родился в Дзержинске. Окончил Горьковское
музыкальное училище и в 1956 году - историко-теоретический факультет
Горьковской консерватории, занимаясь в классах теории музыки
И.В.Способина и А.А.Нестерова. С этого же времени постоянно
вел в консерватории педагогическую работу. Параллельно в 1964
году под руководством профессора С.С.Скребкова завершил аспирантуру
при Московской консерватории, защитив в дальнейшем кандидатскую
диссертацию.
Основное направление научной деятельности В.В.Моренова - исследование
ладовой организации современной музыки. Как в дис-сертации,
так и в опубликованных трудах эта актуальная и сложная задача
теоретического музыкознания убедительно решалась им при-менительно
к творчеству Н.Я.Мясковского. Решению данной проблемы, взятой
в широком ракурсе, посвящены и оставшиеся в рукописи работы:
"Ладовые основы гармонии современной музыки", "Вопросы
теории тяготений звуков современного лада", "Вопросы
теории современной гармонии" и другие.
Одновременно с научной интенсивно протекала и педагогическая
деятельность Виктора Васильевича. Она началась еще задолго до
окончания музыкального вуза - в детской музыкальной школе и
в училище. Доцент кафедры теории музыки, он вел в консерватории
целый ряд музыкально-теоретических дисциплин. Разработанная
им система преподавания полифонии нашла последователей среди
его коллег и учеников, доказав свою жизнеспособность. Многие
студен-ты-музыковеды окончили консерваторию по классу теории
музыки В.В.Моренова. Характерные черты его преподавательского
таланта - благоприятная эмоционально-творческая атмосфера занятий,
бережное внимание к профессиональной индивидуальности ученика,
верная оценка его способностей, психологически тонкое владение
педагогическими приемами.
Виктор Васильевич охотно делился своим педагогическим опытом,
большое внимание уделяя разработке учебно-методических по-собий,
оказывая действенную методическую помощь многим музы-кальным
училищам страны.
Еще одна сфера деятельности В.В.Моренова - музыкально-просветительская.
Возглавляя в Верхневолжской композиторской организации отдел
пропаганды, он систематически проводил лек-ции-концерты, участвовал
в радиопередачах, активно выступал в прессе с рецензиями, очерками,
рассказами о музыке и музыкантах.
В.В.Моренов был известен и как композитор (в годы учебы он посещал
занятия по композиции у А.А.Касьянова и А.А.Нестерова), хотя
сочинение музыки не стало для него делом постоянным. Высокую
оценку педагогов и учащихся музыкальных училищ получил цикл
фортепианных пьес "Осенние пейзажи", им написаны форте-пианный
Концерт-поэма, песни, музыка к спектаклям Горьковского театра
кукол.
Основные труды
Книги: Основы композиторского мастерства. - Сыктывкар, 1967.
Статьи: За дирижерским пультом Д.Шостакович и М.Ростропович
// Со-ветская музыка, 1963, №1; Первые итоги // Советская музыка,
1966, № 6; Трак-товка тонической функции в гармонии Н.Я.Мясковского
// Теоретические про-блемы музыки ХХ века. Вып. I. - М., 1967;
Ладофункциональность в творчестве Н.Я.Мясковского // Советская
музыка, 1972, № 11.
Е.Загорный