Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

 

Виктор Васильевич Моренов
(1930-1975)
вернуться к списку сотрудников

Виктор Васильевич Моренов родился в Дзержинске. Окончил Горьковское музыкальное училище и в 1956 году - историко-теоретический факультет Горьковской консерватории, занимаясь в классах теории музыки И.В.Способина и А.А.Нестерова. С этого же времени постоянно вел в консерватории педагогическую работу. Параллельно в 1964 году под руководством профессора С.С.Скребкова завершил аспирантуру при Московской консерватории, защитив в дальнейшем кандидатскую диссертацию.
Основное направление научной деятельности В.В.Моренова - исследование ладовой организации современной музыки. Как в дис-сертации, так и в опубликованных трудах эта актуальная и сложная задача теоретического музыкознания убедительно решалась им при-менительно к творчеству Н.Я.Мясковского. Решению данной проблемы, взятой в широком ракурсе, посвящены и оставшиеся в рукописи работы: "Ладовые основы гармонии современной музыки", "Вопросы теории тяготений звуков современного лада", "Вопросы теории современной гармонии" и другие.
Одновременно с научной интенсивно протекала и педагогическая деятельность Виктора Васильевича. Она началась еще задолго до окончания музыкального вуза - в детской музыкальной школе и в училище. Доцент кафедры теории музыки, он вел в консерватории целый ряд музыкально-теоретических дисциплин. Разработанная им система преподавания полифонии нашла последователей среди его коллег и учеников, доказав свою жизнеспособность. Многие студен-ты-музыковеды окончили консерваторию по классу теории музыки В.В.Моренова. Характерные черты его преподавательского таланта - благоприятная эмоционально-творческая атмосфера занятий, бережное внимание к профессиональной индивидуальности ученика, верная оценка его способностей, психологически тонкое владение педагогическими приемами.
Виктор Васильевич охотно делился своим педагогическим опытом, большое внимание уделяя разработке учебно-методических по-собий, оказывая действенную методическую помощь многим музы-кальным училищам страны.
Еще одна сфера деятельности В.В.Моренова - музыкально-просветительская. Возглавляя в Верхневолжской композиторской организации отдел пропаганды, он систематически проводил лек-ции-концерты, участвовал в радиопередачах, активно выступал в прессе с рецензиями, очерками, рассказами о музыке и музыкантах.
В.В.Моренов был известен и как композитор (в годы учебы он посещал занятия по композиции у А.А.Касьянова и А.А.Нестерова), хотя сочинение музыки не стало для него делом постоянным. Высокую оценку педагогов и учащихся музыкальных училищ получил цикл фортепианных пьес "Осенние пейзажи", им написаны форте-пианный Концерт-поэма, песни, музыка к спектаклям Горьковского театра кукол.

Основные труды

Книги: Основы композиторского мастерства. - Сыктывкар, 1967.
Статьи: За дирижерским пультом Д.Шостакович и М.Ростропович // Со-ветская музыка, 1963, №1; Первые итоги // Советская музыка, 1966, № 6; Трак-товка тонической функции в гармонии Н.Я.Мясковского // Теоретические про-блемы музыки ХХ века. Вып. I. - М., 1967; Ладофункциональность в творчестве Н.Я.Мясковского // Советская музыка, 1972, № 11.

Е.Загорный

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур