Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Тамара Николаевна Левая
вернуться к списку сотрудников

Тамара Николаевна Левая родилась в 1938 году в Барабинске Новосибирской области. В 1963 году окончила историко-теоретический факультет, в 1968 - аспирантуру Горьковской кон-серватории, где занималась у известного ученого Д.В.Житомирского.
Уже в студенческие годы - в докладах на семинарах и конференциях - определились исследовательские способности Тамары Николаевны. Результаты ее дипломной работы о Девятой симфонии Шостаковича были опубликованы солидным научным изданием (сборник статей "Музыка и современность").
В 1976 году Т.Левая защитила кандидатскую диссертацию "Инструментальное творчество Пауля Хиндемита", где разрешила сложную и актуальную для того времени научную проблему - про-блему нового инструментального стиля (на примере творчества выдающегося западного композитора ХХ века, мало изученного тогда отечественным музыкознанием). Материалы диссертации, составив основу целого ряда публикаций и фундаментальной, первой на русском языке монографии о Хиндемита (в соавторстве с О.Леонтьевой), создали автору имя в науке.
В последующие годы научные интересы Т.Левой сосредоточены на русской музыкальной культуре начала ХХ столетия. В 1991 г. в центральном издательстве вышла ее книга "Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи", вскоре защищенная в качестве докторской диссертации. В соответствующем ключе автор рассматривает фигуру А.Скрябина, которому посвящен ряд статей, а также создаваемая в настоящее время монография ("Скрябин и ху-дожественные искания ХХ века", поддержана грантом РГНФ).
Большое внимание Т.Левая уделяет также отечественной музыке советского и постсоветского периодов, о чем повествуют многие ее статьи и конференционные доклады.
Как крупный специалист по русской музыке ХХ века Т.Левая известна ныне не только в нашей стране, но и за рубежом. Она является постоянным участником ежегодного международного семинара по русскому авангарду в Загребе (учрежден философским факульте-том Института науки и литературы), выступает с циклами лекций в Folkwang Hochschule г. Эссена (Германия), ее работы публикуются на разных европейских языках.
Показательна широта научных интересов Т.Левой. Она пишет о русской и зарубежной музыке, музыкальной классике и современных явлениях отечественного творчества, работает как публицист и популяризатор науки (следует отметить, к примеру, ее участие в со-ставлении "Оперного энциклопедического словаря" и словаря "Творческие портреты композиторов" - подготовлены соответст-венно издательствами "Энциклопедия" и "Музыка", а также нового словаря Grove - "The New Grove Dictionary of Music and Musicians"), выступает как музыкальный критик и участник научных дискуссий. В разных музыковедческих жанрах неизменно проявляется ее важ-ная черта как ученого - способность жить окружающей ее научной и музыкальной жизнью, активно откликаться на наиболее острые и ак-туальные проблемы времени (Т.Левая является, в частности, одним из организаторов и участников регулярно осуществляемых в Нижнем Новгороде проектов "Искусство ХХ века").
Научно-исследовательскую работу Т.Левой трудно представить в отрыве от ее педагогической и музыкально-просветительской деятельности. С 1963 года она работает в Нижегородской (Горьковской) консерватории (в настоящее время профессор, доктор искусствове-дения, заведующая кафедрой истории музыки), читает курсы исто-рии русской и советской музыки, руководит подготовкой дипломных работ студентов-музыковедов, ведет занятия в аспирантуре. Не-сомненна ее роль в становлении целого поколения молодых ученых.

Основные труды

Книги: Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество (в соавторстве с О.Леонтьевой); - М., 1974; Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. - М., 1991.
Статьи: Девятая симфония Шостаковича // Музыка и современность. Вып.5. - М., 1967; Полифония в крупных формах Хиндемита // Полифония. Сборник теоретических статей. - М., 1975; Отношения горизонтали и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемита // Полифония. Сборник теоретических ста-тей.- М., 1975; Тайна великого искусства (о поздних камерно-вокальных циклах Д.Д.Шостаковича) // Музыка России. Вып.2. - М., 1978; О стиле П.Хиндемита // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы.- М., 1979; Некоторые аспекты гармонии Хиндемита // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть ХХ века. - М., 1983; Возрождение традиции (жанр concerto grosso в современной со-ветской музыке) // Музыка России. Вып.6. - М., 1986; Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. - М., 1986; От романтизма к символизму (некоторые тенденции русской музыкальной культуры начала ХХ века) // Проблемы музыкального романтизма. - Л., 1987; Символистский принцип актуальной бесконечности и его музыкальная интер-претация // Пространство и время в искусстве. - Л., 1988; Музыкальная проблематика в "Докторе Фаустусе" Томаса Манна // Современное западное искусство. ХХ век. - М., 1988; Д.Шостакович: тип творческой личности // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда. - Новосибирск, 1988; О двух кон-цепциях Gesamtkunstwerk в русской культуре начала ХХ века // Nasi razgledi (Словенский еженедельник). Любляна, 1988, 4 ноября; Neue sowjetische Musik unter dem Aspekt des "spaten Denkens" // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. - Laaber-Verlag, 1990; Zeit und Raum der spaten sowjetischen Musik // Musikavangarde im Osten Europas. - Heidelberg, 1992; Скрябин в ретроспективе отечественной музыки ХХ века // Ученые записки Государственного мемори-ального музея А.Н.Скрябина. - М., 1993; Кубофутуризм: музыкальные паралле-ли // Russian Literature. - North-Holland, 1994; Das "spate Denken". Wegen der russischen Musik seit Sostakowic // Das Jahrhundert der Avantgarde in Mittel- und Osteuropa. Bonn, 1994; Время и пространство поздней советской музыки // По-иск смысла. Сборник материалов конференции "Русское искусство и мир". - Н.Новгород, 1994; Скрябин и новая русская живопись // Нижегородский скря-бинский альманах. - Н.Новгород, 1995; Шостакович: поэтика иносказаний // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т.I. - Н.Новгород, 1997; Скрябин и евро-пейский музыкальный авангард // Ученые записки Государственного мемори-ального музея А.Н.Скрябина. - М., 1998; Космос Скрябина // Русская музыка и ХХ век. - М., 1997; А.Н.Скрябин // История русской музыки. Том 10 А. 1890-1917-е годы. М., 1997; Служение вневременным ценностям (о творчестве Сергея Беринского) // Музыкальная академия, 1999, № 3; Кубофутуризм: музыкальные параллели (к проблеме стилевых направлений) // Вестник Вятского государст-венного педагогического университета, 1999, № 2; Шостакович и Бахтин: еще раз о Диалоге // Своё и чужое в европейской культурной традиции. - Н.Новгород, 2000; Реалии постсоветской культуры (судьба и творчество Софии Губайдулиной) // Frauen in der Kultur. - Innsbruck, 2000; Хиндемит и советская музыка // Россия - Германия. - М., 2000; М.М.Бахтин и Д.Д.Шостакович (неко-торые параллели) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - М., 2000, № 3-4; Скрябин: музыкальный орнамент и музыкальная кристаллография // Культурологические штудии. Русская художественная культура первой трети ХХ века: грани синте-за. - Киров, 2001; От "Ироний" к "Сарказмам" (метафизика смеха у позднего Скрябина и раннего Прокофьева) // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. - Н.Новгород, 2001; Постсоветская музыка в аспекте нового религи-озного движения // Музыка в постсоветском пространстве. - Н.Новгород, 2001.

Б.Егорова

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур