Тамара Николаевна Левая родилась в 1938 году в Барабинске Новосибирской
области. В 1963 году окончила историко-теоретический факультет,
в 1968 - аспирантуру Горьковской кон-серватории, где занималась
у известного ученого Д.В.Житомирского.
Уже в студенческие годы - в докладах на семинарах и конференциях
- определились исследовательские способности Тамары Николаевны.
Результаты ее дипломной работы о Девятой симфонии Шостаковича
были опубликованы солидным научным изданием (сборник статей
"Музыка и современность").
В 1976 году Т.Левая защитила кандидатскую диссертацию "Инструментальное
творчество Пауля Хиндемита", где разрешила сложную и актуальную
для того времени научную проблему - про-блему нового инструментального
стиля (на примере творчества выдающегося западного композитора
ХХ века, мало изученного тогда отечественным музыкознанием).
Материалы диссертации, составив основу целого ряда публикаций
и фундаментальной, первой на русском языке монографии о Хиндемита
(в соавторстве с О.Леонтьевой), создали автору имя в науке.
В последующие годы научные интересы Т.Левой сосредоточены на
русской музыкальной культуре начала ХХ столетия. В 1991 г. в
центральном издательстве вышла ее книга "Русская музыка
начала ХХ века в художественном контексте эпохи", вскоре
защищенная в качестве докторской диссертации. В соответствующем
ключе автор рассматривает фигуру А.Скрябина, которому посвящен
ряд статей, а также создаваемая в настоящее время монография
("Скрябин и ху-дожественные искания ХХ века", поддержана
грантом РГНФ).
Большое внимание Т.Левая уделяет также отечественной музыке
советского и постсоветского периодов, о чем повествуют многие
ее статьи и конференционные доклады.
Как крупный специалист по русской музыке ХХ века Т.Левая известна
ныне не только в нашей стране, но и за рубежом. Она является
постоянным участником ежегодного международного семинара по
русскому авангарду в Загребе (учрежден философским факульте-том
Института науки и литературы), выступает с циклами лекций в
Folkwang Hochschule г. Эссена (Германия), ее работы публикуются
на разных европейских языках.
Показательна широта научных интересов Т.Левой. Она пишет о русской
и зарубежной музыке, музыкальной классике и современных явлениях
отечественного творчества, работает как публицист и популяризатор
науки (следует отметить, к примеру, ее участие в со-ставлении
"Оперного энциклопедического словаря" и словаря "Творческие
портреты композиторов" - подготовлены соответст-венно издательствами
"Энциклопедия" и "Музыка", а также нового
словаря Grove - "The New Grove Dictionary of Music and
Musicians"), выступает как музыкальный критик и участник
научных дискуссий. В разных музыковедческих жанрах неизменно
проявляется ее важ-ная черта как ученого - способность жить
окружающей ее научной и музыкальной жизнью, активно откликаться
на наиболее острые и ак-туальные проблемы времени (Т.Левая является,
в частности, одним из организаторов и участников регулярно осуществляемых
в Нижнем Новгороде проектов "Искусство ХХ века").
Научно-исследовательскую работу Т.Левой трудно представить в
отрыве от ее педагогической и музыкально-просветительской деятельности.
С 1963 года она работает в Нижегородской (Горьковской) консерватории
(в настоящее время профессор, доктор искусствове-дения, заведующая
кафедрой истории музыки), читает курсы исто-рии русской и советской
музыки, руководит подготовкой дипломных работ студентов-музыковедов,
ведет занятия в аспирантуре. Не-сомненна ее роль в становлении
целого поколения молодых ученых.
Основные труды
Книги: Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество (в соавторстве с
О.Леонтьевой); - М., 1974; Русская музыка начала ХХ века в художественном
контексте эпохи. - М., 1991.
Статьи: Девятая симфония Шостаковича // Музыка и современность.
Вып.5. - М., 1967; Полифония в крупных формах Хиндемита // Полифония.
Сборник теоретических статей. - М., 1975; Отношения горизонтали
и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемита // Полифония. Сборник
теоретических ста-тей.- М., 1975; Тайна великого искусства (о
поздних камерно-вокальных циклах Д.Д.Шостаковича) // Музыка
России. Вып.2. - М., 1978; О стиле П.Хиндемита // Пауль Хиндемит.
Статьи и материалы.- М., 1979; Некоторые аспекты гармонии Хиндемита
// Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть ХХ
века. - М., 1983; Возрождение традиции (жанр concerto grosso
в современной со-ветской музыке) // Музыка России. Вып.6. -
М., 1986; Советская музыка: диалог десятилетий // Советская
музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. - М., 1986;
От романтизма к символизму (некоторые тенденции русской музыкальной
культуры начала ХХ века) // Проблемы музыкального романтизма.
- Л., 1987; Символистский принцип актуальной бесконечности и
его музыкальная интер-претация // Пространство и время в искусстве.
- Л., 1988; Музыкальная проблематика в "Докторе Фаустусе"
Томаса Манна // Современное западное искусство. ХХ век. - М.,
1988; Д.Шостакович: тип творческой личности // Современная музыка
и проблемы воспитания музыковеда. - Новосибирск, 1988; О двух
кон-цепциях Gesamtkunstwerk в русской культуре начала ХХ века
// Nasi razgledi (Словенский еженедельник). Любляна, 1988, 4
ноября; Neue sowjetische Musik unter dem Aspekt des "spaten
Denkens" // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika.
- Laaber-Verlag, 1990; Zeit und Raum der spaten sowjetischen
Musik // Musikavangarde im Osten Europas. - Heidelberg, 1992;
Скрябин в ретроспективе отечественной музыки ХХ века // Ученые
записки Государственного мемори-ального музея А.Н.Скрябина.
- М., 1993; Кубофутуризм: музыкальные паралле-ли // Russian
Literature. - North-Holland, 1994; Das "spate Denken".
Wegen der russischen Musik seit Sostakowic // Das Jahrhundert
der Avantgarde in Mittel- und Osteuropa. Bonn, 1994; Время и
пространство поздней советской музыки // По-иск смысла. Сборник
материалов конференции "Русское искусство и мир".
- Н.Новгород, 1994; Скрябин и новая русская живопись // Нижегородский
скря-бинский альманах. - Н.Новгород, 1995; Шостакович: поэтика
иносказаний // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т.I. - Н.Новгород,
1997; Скрябин и евро-пейский музыкальный авангард // Ученые
записки Государственного мемори-ального музея А.Н.Скрябина.
- М., 1998; Космос Скрябина // Русская музыка и ХХ век. - М.,
1997; А.Н.Скрябин // История русской музыки. Том 10 А. 1890-1917-е
годы. М., 1997; Служение вневременным ценностям (о творчестве
Сергея Беринского) // Музыкальная академия, 1999, № 3; Кубофутуризм:
музыкальные параллели (к проблеме стилевых направлений) // Вестник
Вятского государст-венного педагогического университета, 1999,
№ 2; Шостакович и Бахтин: еще раз о Диалоге // Своё и чужое
в европейской культурной традиции. - Н.Новгород, 2000; Реалии
постсоветской культуры (судьба и творчество Софии Губайдулиной)
// Frauen in der Kultur. - Innsbruck, 2000; Хиндемит и советская
музыка // Россия - Германия. - М., 2000; М.М.Бахтин и Д.Д.Шостакович
(неко-торые параллели) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - М.,
2000, № 3-4; Скрябин: музыкальный орнамент и музыкальная кристаллография
// Культурологические штудии. Русская художественная культура
первой трети ХХ века: грани синте-за. - Киров, 2001; От "Ироний"
к "Сарказмам" (метафизика смеха у позднего Скрябина
и раннего Прокофьева) // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой
культуры. - Н.Новгород, 2001; Постсоветская музыка в аспекте
нового религи-озного движения // Музыка в постсоветском пространстве.
- Н.Новгород, 2001.
Б.Егорова