Один из первых и старейших членов Верхневолжской композиторской
организации, долгие годы бывший ее ответственным секре-тарем,
музыковед Всеволод Александрович Коллар оставил о себе добрую
память во многих сферах своей научной, музыкально-общественной
и просветительской деятельности - в качестве краеведа, фольклориста,
педагога, лектора, музыкального критика.
В.А.Коллар - уроженец Ржева Тверской губернии. Музыкаль-ное
образование получил в Ленинграде - в музыкальном училище и консерватории,
которую окончил в 1931 году. Благотворное влияние на формирование
его музыкантского облика оказали встречи в годы учебы с А.К.Глазуновым,
знаменитым драматическим тенором И.В.Ершовым, блестящим педагогом-пианистом
Л.В.Николаевым.
По завершении образования Коллар вел в Ленинграде педагогическую
и административную работу: преподаватель, завуч, а затем директор
детской музыкальной школы, заведующий музыкальным отделом городского
управления культуры.
В первые дни Великой Отечественной войны Коллар добровольцем
ушел в армию. В 1944 году его отозвали с фронта и направили
на должность проректора Алма-Атинской консерватории. Через четыре
года он был назначен проректором Горьковской консер-ватории.
Здесь педагогическая деятельность Коллара продолжалась более
тридцати лет. Своим ученикам он стремился не только дать профессиональные
знания, но и привить любовь к родному краю: каждое лето вместе
со студентами консерватории он отправлялся в поход за нижегородскими
песнями. Под его руководством собрано более тысячи песен Нижегородского
края.
Огромен труд Коллара-музыкального критика, автора много-численных
газетных и журнальных статей, посвященных самым раз-нообразным
темам. То это выступление историка, вдумчиво, в характерной
для Коллара неторопливо-повествовательной манере рас-сказывающего
о прошлом отечественной или зарубежной музыки, то быстрый непосредственный
отклик публициста на важнейшие события музыкальной жизни города
(в дни первых нижегородских фес-тивалей "Современная музыка"
рецензии Коллара появлялись буквально на следующий день после
фестивального концерта). Часто Всеволод Александрович первым
из музыковедов квалифицированно и объективно оценивал только
что написанное сочинение ниже-городского композитора. Более
того, чуткий и доброжелательный коллега, он неоднократно помогал
своим друзьям-композиторам находить новые темы и сюжеты для
будущих опер, кантат, симфоний и песен.
Коллар постоянно общался с самой широкой слушательской аудиторией.
Он любил своих слушателей - "больших" и "маленьких".
И они отвечали ему такой же любовью. Многие годы он вел циклы
музыкальных лекций в Канавинском Дворце культуры, в ли-тературном
музее имени Горького, шефствовал над школой имени Шаляпина,
первым организовал музыкальный лекторий в домике Балакирева…
В своих краеведческих исследованиях В.А.Коллар выступил подлинным
первооткрывателем. Его перу принадлежит интересная серия "Очерков
музыкального быта Сормова", в которых с увлечением рассказано
о рождении рабочей революционной песни и о пе-сенном творчестве
Сормова советского периода. На основе уникальных краеведческих
материалов написан "Очерк истории музыкаль-ного театра
в Нижнем Новгороде". Широкое признание получила и книга
"Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького", матери-ал
для которой автор собирал в течение многих лет. В равной мере
удались в ней рассказы о народном и профессиональном искусстве,
очерки о музыкантах-исполнителях и о нижегородских композиторах.
В.А.Коллар обладал счастливым даром открывать новое даже в самом
знакомом. Пример тому - Шаляпин, о котором написано мно-го работ.
Всеволод Александрович долгое время разыскивал неиз-вестные
ранее документы, фотографии, письма, переписывался с родственниками
Шаляпина, живущими за границей. В итоге были созданы две книги
- "167 дней из жизни Шаляпина" и "Ф.И.Шаляпин
на Волге". Они сделали имя музыковеда Коллара из-вестным
не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Основные труды
Книги: 167 дней из жизни Шаляпина. - Горький, 1967, 2-е изд.
- 1991; Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького. - Горький,
1976; Ф.И.Шаляпин на Волге. - Горький, 1982.
Статьи: Очерки музыкального быта Сормова // Советская музыка,
1949, №№ 8, 9, 10; Очерк истории музыкального театра в Нижнем
Новгороде // Из му-зыкального прошлого. - М., 1960; Юбилей Касьянова
// Советская музыка, 1966, № 8; Старейшина горьковских композиторов
// Музыкальная жизнь, 1971, № 16; Коллар Всеволод Александрович
// Музыкальная энциклопедия. Т. 2. - М., 1974; Капелла мальчиков
// Музыкальная жизнь, 1976, № 15.
Н.Благовидова