Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Всеволод Александрович Коллар
(1908-1979)
вернуться к списку сотрудников

Один из первых и старейших членов Верхневолжской композиторской организации, долгие годы бывший ее ответственным секре-тарем, музыковед Всеволод Александрович Коллар оставил о себе добрую память во многих сферах своей научной, музыкально-общественной и просветительской деятельности - в качестве краеведа, фольклориста, педагога, лектора, музыкального критика.
В.А.Коллар - уроженец Ржева Тверской губернии. Музыкаль-ное образование получил в Ленинграде - в музыкальном училище и консерватории, которую окончил в 1931 году. Благотворное влияние на формирование его музыкантского облика оказали встречи в годы учебы с А.К.Глазуновым, знаменитым драматическим тенором И.В.Ершовым, блестящим педагогом-пианистом Л.В.Николаевым.
По завершении образования Коллар вел в Ленинграде педагогическую и административную работу: преподаватель, завуч, а затем директор детской музыкальной школы, заведующий музыкальным отделом городского управления культуры.
В первые дни Великой Отечественной войны Коллар добровольцем ушел в армию. В 1944 году его отозвали с фронта и направили на должность проректора Алма-Атинской консерватории. Через четыре года он был назначен проректором Горьковской консер-ватории. Здесь педагогическая деятельность Коллара продолжалась более тридцати лет. Своим ученикам он стремился не только дать профессиональные знания, но и привить любовь к родному краю: каждое лето вместе со студентами консерватории он отправлялся в поход за нижегородскими песнями. Под его руководством собрано более тысячи песен Нижегородского края.
Огромен труд Коллара-музыкального критика, автора много-численных газетных и журнальных статей, посвященных самым раз-нообразным темам. То это выступление историка, вдумчиво, в характерной для Коллара неторопливо-повествовательной манере рас-сказывающего о прошлом отечественной или зарубежной музыки, то быстрый непосредственный отклик публициста на важнейшие события музыкальной жизни города (в дни первых нижегородских фес-тивалей "Современная музыка" рецензии Коллара появлялись буквально на следующий день после фестивального концерта). Часто Всеволод Александрович первым из музыковедов квалифицированно и объективно оценивал только что написанное сочинение ниже-городского композитора. Более того, чуткий и доброжелательный коллега, он неоднократно помогал своим друзьям-композиторам находить новые темы и сюжеты для будущих опер, кантат, симфоний и песен.
Коллар постоянно общался с самой широкой слушательской аудиторией. Он любил своих слушателей - "больших" и "маленьких". И они отвечали ему такой же любовью. Многие годы он вел циклы музыкальных лекций в Канавинском Дворце культуры, в ли-тературном музее имени Горького, шефствовал над школой имени Шаляпина, первым организовал музыкальный лекторий в домике Балакирева…
В своих краеведческих исследованиях В.А.Коллар выступил подлинным первооткрывателем. Его перу принадлежит интересная серия "Очерков музыкального быта Сормова", в которых с увлечением рассказано о рождении рабочей революционной песни и о пе-сенном творчестве Сормова советского периода. На основе уникальных краеведческих материалов написан "Очерк истории музыкаль-ного театра в Нижнем Новгороде". Широкое признание получила и книга "Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького", матери-ал для которой автор собирал в течение многих лет. В равной мере удались в ней рассказы о народном и профессиональном искусстве, очерки о музыкантах-исполнителях и о нижегородских композиторах.
В.А.Коллар обладал счастливым даром открывать новое даже в самом знакомом. Пример тому - Шаляпин, о котором написано мно-го работ. Всеволод Александрович долгое время разыскивал неиз-вестные ранее документы, фотографии, письма, переписывался с родственниками Шаляпина, живущими за границей. В итоге были созданы две книги - "167 дней из жизни Шаляпина" и "Ф.И.Шаляпин на Волге". Они сделали имя музыковеда Коллара из-вестным не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Основные труды

Книги: 167 дней из жизни Шаляпина. - Горький, 1967, 2-е изд. - 1991; Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького. - Горький, 1976; Ф.И.Шаляпин на Волге. - Горький, 1982.
Статьи: Очерки музыкального быта Сормова // Советская музыка, 1949, №№ 8, 9, 10; Очерк истории музыкального театра в Нижнем Новгороде // Из му-зыкального прошлого. - М., 1960; Юбилей Касьянова // Советская музыка, 1966, № 8; Старейшина горьковских композиторов // Музыкальная жизнь, 1971, № 16; Коллар Всеволод Александрович // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. - М., 1974; Капелла мальчиков // Музыкальная жизнь, 1976, № 15.
Н.Благовидова

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур