Ирина Владимировна Касаткина родилась в 1950 году в Горьком.
С детства занималась музыкой, и проблема выбора профессии и
- шире - жизненного пути была решена ею очень рано. ДМШ, училище,
консерватория, которую И.Касаткина окончила по классу композиции
профессора А.А.Нестерова в 1975 году. Затем она со-вершенствовалась
в ассистентуре-стажировке (также под руководством А.А.Нестерова),
одновременно ведя педагогическую работу в детской музыкальной
школе.
Как композитора И.В.Касаткину не назовешь "ниспровергателем
традиций", желание эпатировать публику новейшими звуковы-ми
средствами ее никогда не посещало. Принимаясь за новое сочи-нение,
порой в монументальном жанре (опера, симфония), И.В.Касаткина
всегда испытывает потребность высказаться по-своему в рамках
привычного, а в наше, исполненное крайностей всякого рода, шокирующей
остроты, время, пресыщенное всевоз-можными впечатлениями, такой
путь - далеко не самый простой и удобный. И, тем не менее, композитор
не гонится за модой, ее художественное кредо - проявить индивидуальное
в традиционном, из-бегнуть банальности. Стремление к индивидуальному
прочтению классических жанровых норм свойственно практически
всем сочинениям Касаткиной: от студенческих работ до самых зрелых,
где индивидуальные черты реализованы в полной мере.
На полпути к подобной зрелости стоит произведение И.В.Касаткиной
в жанре музыкального театра. Это одноактная опера "Чужая
кровь", сюжетной основой которой послужил одноименный рассказ
М.Шолохова. Опера прозвучала в концертном исполнении в 1980
году силами Горьковского оперного театра и филармонии. В ней
выразительно очерченные характеристики, воплощаемые как через
сольные и ансамблевые эпизоды, так и особенно через оркестр
- носитель главных лейтмотивов, в значительной степени симфони-зирующий
музыкальную ткань сочинения.
Десятилетия, прошедшие после этого, - годы интенсивного творческого
труда, соединенного с педагогической и музыкально-пропагандистской
деятельностью (многочисленные встречи со слу-шателями в школах,
училищах, на предприятиях города). Среди со-чинений этих лет
- струнный квартет "Памяти отца", вокально-симфоническая
поэма "Вальс двадцатилетних" на стихи Л.Арагона, многие
другие произведения. И.В.Касаткина пишет и песни, иногда - и
это особенно интересно - на собственные стихи. Ее песенное творчество
явно порождено поисками непосредственных контактов со слушательской
аудиторией. Этот "летучий" жанр, не воздвигающий между
автором и слушателем трудно преодолимых преград технического
свойства (например, поисков исполнителя), дарит композитору
радостные моменты истинного общения с залом: свои песни И.В.Касаткина
часто исполняет сама.
Порой бывает, что сам композитор считает особенно удачным сочинение,
которое остается "непонятым". Бывает и обратное, когда
слушатели выбирают, отмечая признанием музыку, которую сам ав-тор
не числит среди своих любимых опусов. У И.В.Касаткиной в этом
смысле - полное совпадение пристрастий собственных и слу-шательских.
Ее любимое сочинение - в то же время и лидер призна-ния многочисленной
аудитории. Это детский вокальный цикл "Мохнатая азбука"
на стихи Б.Заходера - веселые песенки-картинки, своеобразная
музыкальная игра в шуточный, а порой и сказочный зверинец. Игра
не только в контрастном следовании друг за другом остроумных
зарисовок, но и в том, что точка зрения художника в каждом из
рисунков - иная, неуловимая и неожиданно меняющаяся. И.В.Касаткиной
удалось собрать в одну веселую компанию настоя-щих "перевертышей",
введя в цикл миниатюр множество различных музыкальных приемов.
Мы слышим здесь и изобразительность, зву-копись (в головокружительных
глиссандо Обезьянка раскачивается на ветках), и сценку-диалог
персонажей, и жанровую характеристи-ку, и фольклорную тему (заяц
Русачок вдруг пляшет "Камарин-скую"). Вот в этом многообразии,
непринужденной смене взгляда на простейший, казалось бы, поэтический
материал и заключается ув-лекательная изюминка "Мохнатой
азбуки". Не только композитор-ское умение, но и живую фантазию
проявила в этой работе И.В.Касаткина.
У сочинения заслуженно счастливая судьба, его охотно исполняют
и юные музыканты, и певцы-профессионалы. И поэтому не удивительно,
что "Азбука" продолжает жить и на рабочем столе ав-тора:
не так давно И.В.Касаткиной создан новый, оркестровый вари-ант
этого удачного сочинения.
В последние годы И.В.Касаткина работает в разнообразных жанрах
вокальной музыки. Это поэмы "Всегда найдется женская рука"
на стихи Е.Евтушенко для смешанного хора a'cappella и "Памя-ти
Ф.И.Шаляпина" на стихи И.Маслова для баса и симфонического
оркестра, а также более тридцати песен и романсов на стихи ниже-городских
поэтов. Эти сочинения часто звучат на презентациях но-вых сборников
поэтов в различных аудиториях города, на тематических вечерах
литературно-музыкальной гостиной "Светелка" (Киноцентр),
транслируются по радио России, а также по местным ка-налам.
Основные сочинения
Музыкально-театральные: опера "Чужая кровь" (1980).
Для симфонического оркестра: Симфония (1975), концерт для фортепиано
с оркестром (1978).
Для струнного оркестра: Сюита (1986).
Вокально-оркестровые: вокально-симфоническая поэма "Вальс
двадцатилетних" (1978).
Камерно-инструментальные: струнный квартет "Памяти отца"
(1988); Соната (1974), пьесы - для фортепиано; Соната-поэма
для виолончели и форте-пиано (1971); Каприччио для кларнета
и фортепиано.
Камерно-вокальные: "Реквием" на стихи разных поэтов
(1973); вокальные циклы - "Мохнатая азбука" на стихи
Б.Заходера (1977, редакция для голоса с оркестром - 1990), на
стихи А.Ахматовой (1986); песни.
Литература
И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985;
Э.Монасзон. От редактора-составителя // Сочинения горьковских
композиторов для фортепиано. - М., 1986; Касаткина Ирина Владимировна
// Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1,2. - Н. Новгород,
1998, 2000.
Л.Крылова