Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

 

Ирина Владимировна Касаткина
вернуться к списку сотрудников

Ирина Владимировна Касаткина родилась в 1950 году в Горьком. С детства занималась музыкой, и проблема выбора профессии и - шире - жизненного пути была решена ею очень рано. ДМШ, училище, консерватория, которую И.Касаткина окончила по классу композиции профессора А.А.Нестерова в 1975 году. Затем она со-вершенствовалась в ассистентуре-стажировке (также под руководством А.А.Нестерова), одновременно ведя педагогическую работу в детской музыкальной школе.
Как композитора И.В.Касаткину не назовешь "ниспровергателем традиций", желание эпатировать публику новейшими звуковы-ми средствами ее никогда не посещало. Принимаясь за новое сочи-нение, порой в монументальном жанре (опера, симфония), И.В.Касаткина всегда испытывает потребность высказаться по-своему в рамках привычного, а в наше, исполненное крайностей всякого рода, шокирующей остроты, время, пресыщенное всевоз-можными впечатлениями, такой путь - далеко не самый простой и удобный. И, тем не менее, композитор не гонится за модой, ее художественное кредо - проявить индивидуальное в традиционном, из-бегнуть банальности. Стремление к индивидуальному прочтению классических жанровых норм свойственно практически всем сочинениям Касаткиной: от студенческих работ до самых зрелых, где индивидуальные черты реализованы в полной мере.
На полпути к подобной зрелости стоит произведение И.В.Касаткиной в жанре музыкального театра. Это одноактная опера "Чужая кровь", сюжетной основой которой послужил одноименный рассказ М.Шолохова. Опера прозвучала в концертном исполнении в 1980 году силами Горьковского оперного театра и филармонии. В ней выразительно очерченные характеристики, воплощаемые как через сольные и ансамблевые эпизоды, так и особенно через оркестр - носитель главных лейтмотивов, в значительной степени симфони-зирующий музыкальную ткань сочинения.
Десятилетия, прошедшие после этого, - годы интенсивного творческого труда, соединенного с педагогической и музыкально-пропагандистской деятельностью (многочисленные встречи со слу-шателями в школах, училищах, на предприятиях города). Среди со-чинений этих лет - струнный квартет "Памяти отца", вокально-симфоническая поэма "Вальс двадцатилетних" на стихи Л.Арагона, многие другие произведения. И.В.Касаткина пишет и песни, иногда - и это особенно интересно - на собственные стихи. Ее песенное творчество явно порождено поисками непосредственных контактов со слушательской аудиторией. Этот "летучий" жанр, не воздвигающий между автором и слушателем трудно преодолимых преград технического свойства (например, поисков исполнителя), дарит композитору радостные моменты истинного общения с залом: свои песни И.В.Касаткина часто исполняет сама.
Порой бывает, что сам композитор считает особенно удачным сочинение, которое остается "непонятым". Бывает и обратное, когда слушатели выбирают, отмечая признанием музыку, которую сам ав-тор не числит среди своих любимых опусов. У И.В.Касаткиной в этом смысле - полное совпадение пристрастий собственных и слу-шательских. Ее любимое сочинение - в то же время и лидер призна-ния многочисленной аудитории. Это детский вокальный цикл "Мохнатая азбука" на стихи Б.Заходера - веселые песенки-картинки, своеобразная музыкальная игра в шуточный, а порой и сказочный зверинец. Игра не только в контрастном следовании друг за другом остроумных зарисовок, но и в том, что точка зрения художника в каждом из рисунков - иная, неуловимая и неожиданно меняющаяся. И.В.Касаткиной удалось собрать в одну веселую компанию настоя-щих "перевертышей", введя в цикл миниатюр множество различных музыкальных приемов. Мы слышим здесь и изобразительность, зву-копись (в головокружительных глиссандо Обезьянка раскачивается на ветках), и сценку-диалог персонажей, и жанровую характеристи-ку, и фольклорную тему (заяц Русачок вдруг пляшет "Камарин-скую"). Вот в этом многообразии, непринужденной смене взгляда на простейший, казалось бы, поэтический материал и заключается ув-лекательная изюминка "Мохнатой азбуки". Не только композитор-ское умение, но и живую фантазию проявила в этой работе И.В.Касаткина.
У сочинения заслуженно счастливая судьба, его охотно исполняют и юные музыканты, и певцы-профессионалы. И поэтому не удивительно, что "Азбука" продолжает жить и на рабочем столе ав-тора: не так давно И.В.Касаткиной создан новый, оркестровый вари-ант этого удачного сочинения.
В последние годы И.В.Касаткина работает в разнообразных жанрах вокальной музыки. Это поэмы "Всегда найдется женская рука" на стихи Е.Евтушенко для смешанного хора a'cappella и "Памя-ти Ф.И.Шаляпина" на стихи И.Маслова для баса и симфонического оркестра, а также более тридцати песен и романсов на стихи ниже-городских поэтов. Эти сочинения часто звучат на презентациях но-вых сборников поэтов в различных аудиториях города, на тематических вечерах литературно-музыкальной гостиной "Светелка" (Киноцентр), транслируются по радио России, а также по местным ка-налам.

Основные сочинения

Музыкально-театральные: опера "Чужая кровь" (1980).
Для симфонического оркестра: Симфония (1975), концерт для фортепиано с оркестром (1978).
Для струнного оркестра: Сюита (1986).
Вокально-оркестровые: вокально-симфоническая поэма "Вальс двадцатилетних" (1978).
Камерно-инструментальные: струнный квартет "Памяти отца" (1988); Соната (1974), пьесы - для фортепиано; Соната-поэма для виолончели и форте-пиано (1971); Каприччио для кларнета и фортепиано.
Камерно-вокальные: "Реквием" на стихи разных поэтов (1973); вокальные циклы - "Мохнатая азбука" на стихи Б.Заходера (1977, редакция для голоса с оркестром - 1990), на стихи А.Ахматовой (1986); песни.

Литература

И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985; Э.Монасзон. От редактора-составителя // Сочинения горьковских композиторов для фортепиано. - М., 1986; Касаткина Ирина Владимировна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1,2. - Н. Новгород, 1998, 2000.

Л.Крылова


 

   
Дизайн - А.Б.Мазур