Эдуард Борисович Фертельмейстер родился в 1947 году в Горьком.
Ранние его художественные впечатления связаны с обучением в
хоровой капелле мальчиков. Многочисленные концерты, постоянное
погружение в богатый мир музыки не могли не увлечь одаренного
человека - путь профессионального музыканта был предначертан.
Далее - годы обучения в Горьковском музыкальном училище и Горьковской
консерватории в классе хорового дирижирования профессора Е.Н.Гаркунова
(окончена в 1972 году).
Уже в этот период проявилась творческая натура Э.Фертельмейстера
- он руководит студенческими вокальными ансамблями; один из
них - ансамбль "Спектр" стал лауреатом конкур-сов
Всесоюзных телефестивалей (1968 и 1970), именно этот ансамбль
исполнял первые песни композитора.
По окончании вуза Э.Фертельмейстер ведет педагогическую работу:
в Горьковском музыкальном училище, а затем в консерватории,
занимается сочинением музыки. Последнему способствует работа
в Театре юного зрителя в качестве заведующего музыкальной частью,
начатая в 1975 году. Появляются сочинения разных жанров: инструментальные,
камерно-вокальные, хоровые, детская вокальная музыка. Стремление
совершенствовать композиторское мастерство приводит молодого
автора в класс профессора Горьковской консерватории А.А.Нестерова.
Вторично, уже как композитор, Э.Фертельмейстер заканчивает консерваторию
в 1981 году.
Во время консерваторской учебы написаны крупные сочинения: Симфония,
Струнный квартет, Соната для скрипки и фортепиано. В дальнейшем
же Фертельмейстер обращается более всего к жанрам вокальной
и хоровой музыки, к жанру симфонической миниатюры.
Годы обучения в капелле и на дирижерскохоровом факультете консерватории
определили склад дарования Э.Фертельмейстера. Вокальное, певческое
начало - характерная примета стиля композито-ра, проявляющаяся
во всех жанрах, даже инструментальных. В числе последних в этом
отношении следует назвать Симфоническую сюи-ту для детей в 7
частях, симфоническую сюиту "Реб Тевье", создан-ную
на материале музыки к спектаклю "Поминальная молитва"
по рассказам Шолом-Алейхема, увертюру "Welcome". Мелодическая
выразительность и красота, гармоническая стройность, доступность
для широкого слушателя характеризуют его музыку. Язык ее прост
и ясен, порой традиционен, но всегда свеж и свободен от каких
бы то ни было штампов.
Об успешной работе композитора свидетельствует исполнение его
произведений по радио и телевидению, включение их в постоян-ный
репертуар концертных коллективов, например, хорового цикла на
стихи Л.Мартынова, романсов на сонеты Шекспира. Репертуарным
сочинением многих оркестров стала Симфоническая сюита для детей.
Яркой выразительностью, образной рельефностью обладает музыка
Э.Фертельмейстера, написанная для театра: усиливая художе-ственную
значимость спектакля, она становится его неотъемлемой частью.
Театральная музыка композитора привлекает разных режис-серов,
отмечена различными дипломами и премиями. Спектакли с его музыкой
помимо Нижнего Новгорода поставлены во многих го-родах страны.
Среди них особенно выделяются два мюзикла: "Песнь о Данко"
и "Черт попутал".
Обширна и плодотворна педагогическая и общественная дея-тельность
Э.Фертельмейстера. Он профессор Нижегородской кон-серватории,
занимал должность проректора по учебной работе, а в 1996 и 2001
годах был избран ее ректором. Э.Б.Фертельмейстер - действительный
член Российской академии гуманитарных наук, за-меститель председателя
правления Нижегородской региональной композиторской организации,
лауреат премии Нижнего Новгорода и Нижегородской театральной
премии им.Собольщикова-Самарина, удостоен почетного звания заслуженного
деятеля искусств России.
Основные сочинения
Музыкально-театральные: мюзиклы - "Песнь о Данко"
(1983), "Черт попутал" (1997).
Для симфонического оркестра: Симфония (1981); Симфоническая
сюита для детей (1987), Симфоническая сюита "Реб Тевье"
(1994); увертюра "Welcome" (2000).
Вокально-оркестровые и хоровые: "Вокализ" для хора
и оркестра из спектакля "Алеша"; "Песня о песне"
- для хора и оркестра; вокально-хоровой цикл "Свищет ветер"
на стихи С.Есенина (1982); хоровые циклы на стихи Л.Мартынова
(1989), О.Мандельштама (1991); хоры "Осень", "До
свидания, юность", "Без фантазии нельзя", "Светлая
песенка", "Соловушка" и др.
Камерно-инструментальные: Струнный квартет (1980); Сонатина,
пьесы - для фортепиано; Соната для скрипки и фортепиано (1979).
Для органа: "Заблудившийся менуэт".
Камерно-вокаьные: вокальный цикл "Сонеты Шекспира"
(1978); песни (около 100).
Музыка к спектаклям "Сон в летнюю ночь", "Виндзорские
насмешни-цы", "Мещанин во дворянстве", "Лекарь
поневоле", "Ревнивая к себе самой", "Дуэнья",
"Дама-невидимка", "Алеша", "Запах спелой
айвы", "Разбитый кув-шин", "С любовью не
шутят", "Ромео и Джульетта", "Банкрот",
"104 страницы про любовь", "Валентин и Валентина",
"История любви", "С любимыми не расставайтесь",
"Аэлита", "Красная шапочка", "Дюймовочка",
"Белоснежка и семь гномов" и др. - всего свыше 90.
Литература
И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985;
А.Иняхин. Живым и павшим // Театральная жизнь, 1985, № 5; И.Касаткина.
Продолжение сотрудничества // Информационный бюллетень Союза
компози-торов СССР. - 1987, № 1; Б.Егорова. Мюзикл на сцене
Горького // Музыка России. Вып. 7. - М., 1988; Фертельмейстер
Эдуард Борисович // Советские компо-зиторы и музыковеды. Т.
3, ч. 1. - М., 1989; В.Цендровский. Слово о музыканте // Евреи
Нижнего Новгорода. Вып. IV. - Н. Новгород, 1997; Фертельмейстер
Эдуард Борисович // Еврейская энциклопедия. Т. 3. - М., 1998;
Интеллектуаль-ная элита Нижегородской области. 1918-1998. -
Н.Новгород, 1998; Т.Сиднева. Вступительная статья к изданию:
Эдуард Фертельмейстер. Избранные хоры. - Н.Новгород, 1999; Фертельмейстер
Эдуард Борисович // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып.
1., 2. - Н.Новгород, 1998, 2000.
В.Маторина