Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Белла Федоровна Егорова
вернуться к списку сотрудников

Белла Федоровна Егорова родилась в Нижнем Новгороде в 1935 году. В 1958 году окончила историко-филологический факультет Горьковского университета, в 1963 - историко-теоретический факультет Горьковской консерватории. Здесь же с 1965 по 1968 год обучалась в аспирантуре под руководством Д.В.Житомирского. В настоящее время - профессор кафедры истории музыки Нижегород-ской консерватории.
Научные интересы Б.Ф.Егоровой сконцентрированы в двух основных тематических направлениях. Это французская музыка ХХ столетия и проблемы современного музыкального театра. На перекрестке этих двух направлений возникли ее главные научные иссле-дования: кандидатская диссертация "О некоторых тенденциях в развитии французской оперы ХХ века (10-20-е годы)", научные статьи "Камерный театр Мийо", "Кокто о Стравинском" и другие. В рабо-тах последующих лет внимание автора все чаще обращалось к мифологическому аспекту содержания музыкально-театральных произведений ("Миф об Эдипе в театре Ж.Кокто и И.Стравинского", "Религиозный миф в мистерии Г.д'Аннунцио - К.Дебюсси "Мученичество св. Себастьяна"), а также к проблеме стиля модерн в музыке, исследуемой ею главным образом на материале творчества К.Дебюсси.
Б.Ф.Егорова является одним из ведущих в нашей стране спе-циалистов по французскому музыкальному театру ХХ века. Не случайно она была привлечена к участию в Оперном энциклопедиче-ском словаре как автор многих статей. Научные труды Егоровой представляют тем большую ценность, что их объекты - белые пятна отечественного музыкознания. Для овладения малодоступным и неизвестным отечественному читателю материалом Б.Ф.Егоровой сделано большое количество переводов с французского языка, и многие из них достойны стать источником новых исследований.
Западноевропейская музыка с акцентом на проблематику музы-кального театра образует также ядро педагогической деятельности Беллы Федоровны. Теоретическая разработка проблем оперного жанра нашла отражение не только в ее научных трудах, но и в учебном курсе оперной драматургии, который привлекает заинтересованное внимание студентов. В течение многих лет Б.Ф.Егорова читает курс истории зарубежной музыки, руководит музыковедческим спецклассом, который насчитывает значительное число выпускников.
Нижегородской публике Б.Ф.Егорова известна как просветитель и оперный критик. Она автор газетных рецензий, сценариев радио- и телепередач, в том числе и о нижегородских композиторах. Ее строгое, но объективное критическое перо откликалось на многообразные явления культурной жизни Нижнего Новгорода - будь то конкретная артистическая индивидуальность, оперный фестиваль "Болдинская осень" или судьба мюзикла на нижегородских сценах.

Основные труды

Книги и брошюры: Опера и драма. Некоторые параллели. - Нижний Новгород, 1997; "Мученичество св. Себастьяна" и стиль модерн. - Нижний Новгород, 1997.
Статьи: О некоторых тенденциях в тематике французской оперы ХХ века // Музыка и современность. Вып. 10. - М., 1976; Из истории французской ли-рической оперы. Камерный театр Мийо 20-х годов ХХ века // Проблемы музыки ХХ века. - Горький, 1977; Кокто о Стравинском // И.Ф.Стравинский. Статьи и материалы. - М., 1985; Мюзикл на сцене Горького // Музыка России. Вып. 7. - М., 1988; Новые балеты на сюжеты Пушкина ("Дубровский" В.Кикты, "Метель" на музыку Свиридова) // Музыка России. Вып. 8. - М., 1989; Французская опера в контексте музыкально-театрального движения рубежа 10-20-х годов ХХ века. К проблеме жанра // Западное искусство. ХХ век. - М., 1991; Миф об Эдипе в театре Ж.Кокто и И.Стравинского // Музыка и миф. - М., 1991; Мотив острова в творчестве С.Рахманинова: к вопросу "Рахманинов и культура модерна" // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. - Ростов-на-Дону, 1994; Дебюсси и его окружение // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т.1. - Н.Новгород, 1997; Дебюсси и прерафаэлиты // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений. Т.1. - Н.Новгород, 1999; Французская культура и русский символизм // Келдышевский сборник. Музыкально-исторические чтения памяти Ю.В.Келдыша. - М., 1999; Клод Дебюсси: "Пусть музыка будет хозяйкой" // Балет, 2000, май-июнь; Дебюсси и стиль модерн (по материалам литературного наследия композитора) // Музыкальная культура: век ХIХ - век ХХ. - М., 2001.

Т.Левая



 

   
Дизайн - А.Б.Мазур