Белла Федоровна Егорова родилась в Нижнем Новгороде в 1935
году. В 1958 году окончила историко-филологический факультет
Горьковского университета, в 1963 - историко-теоретический факультет
Горьковской консерватории. Здесь же с 1965 по 1968 год обучалась
в аспирантуре под руководством Д.В.Житомирского. В настоящее
время - профессор кафедры истории музыки Нижегород-ской консерватории.
Научные интересы Б.Ф.Егоровой сконцентрированы в двух основных
тематических направлениях. Это французская музыка ХХ столетия
и проблемы современного музыкального театра. На перекрестке
этих двух направлений возникли ее главные научные иссле-дования:
кандидатская диссертация "О некоторых тенденциях в развитии
французской оперы ХХ века (10-20-е годы)", научные статьи
"Камерный театр Мийо", "Кокто о Стравинском"
и другие. В рабо-тах последующих лет внимание автора все чаще
обращалось к мифологическому аспекту содержания музыкально-театральных
произведений ("Миф об Эдипе в театре Ж.Кокто и И.Стравинского",
"Религиозный миф в мистерии Г.д'Аннунцио - К.Дебюсси "Мученичество
св. Себастьяна"), а также к проблеме стиля модерн в музыке,
исследуемой ею главным образом на материале творчества К.Дебюсси.
Б.Ф.Егорова является одним из ведущих в нашей стране спе-циалистов
по французскому музыкальному театру ХХ века. Не случайно она
была привлечена к участию в Оперном энциклопедиче-ском словаре
как автор многих статей. Научные труды Егоровой представляют
тем большую ценность, что их объекты - белые пятна отечественного
музыкознания. Для овладения малодоступным и неизвестным отечественному
читателю материалом Б.Ф.Егоровой сделано большое количество
переводов с французского языка, и многие из них достойны стать
источником новых исследований.
Западноевропейская музыка с акцентом на проблематику музы-кального
театра образует также ядро педагогической деятельности Беллы
Федоровны. Теоретическая разработка проблем оперного жанра нашла
отражение не только в ее научных трудах, но и в учебном курсе
оперной драматургии, который привлекает заинтересованное внимание
студентов. В течение многих лет Б.Ф.Егорова читает курс истории
зарубежной музыки, руководит музыковедческим спецклассом, который
насчитывает значительное число выпускников.
Нижегородской публике Б.Ф.Егорова известна как просветитель
и оперный критик. Она автор газетных рецензий, сценариев радио-
и телепередач, в том числе и о нижегородских композиторах. Ее
строгое, но объективное критическое перо откликалось на многообразные
явления культурной жизни Нижнего Новгорода - будь то конкретная
артистическая индивидуальность, оперный фестиваль "Болдинская
осень" или судьба мюзикла на нижегородских сценах.
Основные труды
Книги и брошюры: Опера и драма. Некоторые параллели. - Нижний
Новгород, 1997; "Мученичество св. Себастьяна" и стиль
модерн. - Нижний Новгород, 1997.
Статьи: О некоторых тенденциях в тематике французской оперы
ХХ века // Музыка и современность. Вып. 10. - М., 1976; Из истории
французской ли-рической оперы. Камерный театр Мийо 20-х годов
ХХ века // Проблемы музыки ХХ века. - Горький, 1977; Кокто о
Стравинском // И.Ф.Стравинский. Статьи и материалы. - М., 1985;
Мюзикл на сцене Горького // Музыка России. Вып. 7. - М., 1988;
Новые балеты на сюжеты Пушкина ("Дубровский" В.Кикты,
"Метель" на музыку Свиридова) // Музыка России. Вып.
8. - М., 1989; Французская опера в контексте музыкально-театрального
движения рубежа 10-20-х годов ХХ века. К проблеме жанра // Западное
искусство. ХХ век. - М., 1991; Миф об Эдипе в театре Ж.Кокто
и И.Стравинского // Музыка и миф. - М., 1991; Мотив острова
в творчестве С.Рахманинова: к вопросу "Рахманинов и культура
модерна" // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку
нынешнему. - Ростов-на-Дону, 1994; Дебюсси и его окружение //
Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т.1. - Н.Новгород, 1997;
Дебюсси и прерафаэлиты // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений.
Т.1. - Н.Новгород, 1999; Французская культура и русский символизм
// Келдышевский сборник. Музыкально-исторические чтения памяти
Ю.В.Келдыша. - М., 1999; Клод Дебюсси: "Пусть музыка будет
хозяйкой" // Балет, 2000, май-июнь; Дебюсси и стиль модерн
(по материалам литературного наследия композитора) // Музыкальная
культура: век ХIХ - век ХХ. - М., 2001.
Т.Левая