Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Владимир Михайлович Цендровский
вернуться к списку сотрудников

Владимир Михайлович Цендровский родился в 1924 году в Муроме Владимирской области. Музыкальное образование получил в Горьковском музыкальном училище и Горьковской консерватории, историко-теоретический факультет которой окончил в 1951 году (класс теории музыки профессора И.В.Способина). В 1957 году завершил аспирантуру при Московской консерватории (научный ру-ководитель - профессор В.А.Цуккерман). С 1952 года ведет в Горьковской консерватории педагогическую и научную работу (в на-стоящее время профессор, заведующий кафедрой теории музыки, Ученый секретарь Совета консерватории). Заместитель председателя правления Нижегородской региональной композиторской организа-ции.
Научную деятельность В.М.Цендровского характеризует глубокий и постоянный интерес к проблемам русской музыки. Он - автор получивших широкую известность трудов о Римском-Корсакове (творчеству последнего посвящена кандидатская диссертация) и Ге-оргии Свиридове. Работы Цендровского о Свиридове, раскрывающие глубинные особенности стиля композитора, природу его нова-торства, стали одними из первых в нашей стране. Они проложили пути для многостороннего и комплексного изучения свиридовского наследия, став исходной точкой отсчета для более молодых авторов. В частности, одна из диссертаций, подготовленных под руководством В.М.Цендровского, посвящена хоровой музыке Свиридова. Постоянно обращается Владимир Михайлович и к творчеству своих земляков-нижегородцев, о чем свидетельствует монография "Аркадий Нестеров" и многочисленные статьи и рецензии в центральной и местной печати.
Участие в научно-теоретических конференциях, в научных и творческих дискуссиях по актуальным проблемам современного музыкального искусства - другая грань музыковедческой деятельности В.М.Цендровского, которая отражает его внимание к насущным во-просам музыки сегодняшнего дня. Он составитель и главный редак-тор ряда научных сборников (таких, как "Проблемы музыки ХХ века", "Проблемы музыкальной драматургии ХХ века" и др.), получивших широкое признание среди коллег; рецензент книг, готовящихся к публикации в центральных музыкальных издательствах; официальный оппонент на защитах диссертаций.
Важная сторона деятельности В.М.Цендровского - педагогическая (она началась еще до окончания консерватории - в Горьковском музыкальном училище). Он ведет музыкально-теоретические дисци-плины на композиторско-музыковедческом факультете, руководит подготовкой дипломных работ и кандидатских диссертаций. Облик ученого-исследователя отчетливо предстает и здесь - в читаемых им лекциях, которые отличаются глубиной и фундаментальностью со-держания, в отзывах на научные и методические разработки педагогов кафедры теории музыки, а также в рецензировании студенческих работ. Умение найти индивидуальный подход к ученику, распознать и развить скрытые способности создает особый требовательно-доброжелательный климат в классе по специальности. Класс этот окончили свыше 100 музыковедов, среди них есть доктора и кандидаты искусствоведения, профессора и доценты. Многие из них ус-пешно работают в различных вузах нашей страны. Среди учеников, освоивших курс гармонии у Цендровского, есть выпускники испол-нительских факультетов консерватории - пианисты, скрипачи и дирижеры, известные в настоящее время музыканты. В.М.Цендровский - один из активных организаторов и председатель жюри музыковедческих олимпиад музыкальных училищ Верхне-волжского региона, председатель государственных экзаменацион-ных комиссий различного ранга.
Заслуги В.М.Цендровского в области музыкального искусства отмечены присвоением ему почетного звания заслуженный деятель искусств России и Ордена Почета.

Основные труды

Книги: Увертюры и вступления к операм Римского-Корсакова. - М., 1974; Аркадий Нестеров. - М., 1975.
Статьи: Залог научных открытий // Советская музыка, 1963, №3; Обнов-ляя традиции классики // Советская музыка, 1963, №10; Пытливый художник // Советская музыка, 1966, №1; С трибуны теоретической конференции // Советская музыка, 1966, №6; Куплетность и формообразование // Советская музыка, 1966, № 11; О гармонии Свиридова // Музыка и современность. Вып. 5. - М., 1967; Научно-теоретические взгляды И.В.Способина // И.В.Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. - М., 1967; Принцип концентрации в музыкальном языке Свиридова // Георгий Свиридов. - М., 1971, 2-е изд. - 1979; Сонатная форма в увертюрах к драматическим операм Римского-Корсакова // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. - М., 1972; Два хора Свиридова на слова Есенина // О музы-ке. Проблемы анализа. - М., 1974; Оперное творчество Н.А.Римского-Корсакова // Оперы Н.А.Римского-Корсакова. - М., 1976; Сонатная форма в инструментальных произведениях Свиридова // Вопросы музыкальной формы. Вып. 3. - М., 1977; Заметки о гармонии Галынина // Герман Галынин. - М., 1979; Техника диссонансов в гармонии Свиридова // Музыкальный мир Георгия Свиридова. - М., 1990.
В.Сыров


 

   
Дизайн - А.Б.Мазур