Владимир Михайлович Цендровский родился в 1924 году в Муроме
Владимирской области. Музыкальное образование получил в Горьковском
музыкальном училище и Горьковской консерватории, историко-теоретический
факультет которой окончил в 1951 году (класс теории музыки профессора
И.В.Способина). В 1957 году завершил аспирантуру при Московской
консерватории (научный ру-ководитель - профессор В.А.Цуккерман).
С 1952 года ведет в Горьковской консерватории педагогическую
и научную работу (в на-стоящее время профессор, заведующий кафедрой
теории музыки, Ученый секретарь Совета консерватории). Заместитель
председателя правления Нижегородской региональной композиторской
организа-ции.
Научную деятельность В.М.Цендровского характеризует глубокий
и постоянный интерес к проблемам русской музыки. Он - автор
получивших широкую известность трудов о Римском-Корсакове (творчеству
последнего посвящена кандидатская диссертация) и Ге-оргии Свиридове.
Работы Цендровского о Свиридове, раскрывающие глубинные особенности
стиля композитора, природу его нова-торства, стали одними из
первых в нашей стране. Они проложили пути для многостороннего
и комплексного изучения свиридовского наследия, став исходной
точкой отсчета для более молодых авторов. В частности, одна
из диссертаций, подготовленных под руководством В.М.Цендровского,
посвящена хоровой музыке Свиридова. Постоянно обращается Владимир
Михайлович и к творчеству своих земляков-нижегородцев, о чем
свидетельствует монография "Аркадий Нестеров" и многочисленные
статьи и рецензии в центральной и местной печати.
Участие в научно-теоретических конференциях, в научных и творческих
дискуссиях по актуальным проблемам современного музыкального
искусства - другая грань музыковедческой деятельности В.М.Цендровского,
которая отражает его внимание к насущным во-просам музыки сегодняшнего
дня. Он составитель и главный редак-тор ряда научных сборников
(таких, как "Проблемы музыки ХХ века", "Проблемы
музыкальной драматургии ХХ века" и др.), получивших широкое
признание среди коллег; рецензент книг, готовящихся к публикации
в центральных музыкальных издательствах; официальный оппонент
на защитах диссертаций.
Важная сторона деятельности В.М.Цендровского - педагогическая
(она началась еще до окончания консерватории - в Горьковском
музыкальном училище). Он ведет музыкально-теоретические дисци-плины
на композиторско-музыковедческом факультете, руководит подготовкой
дипломных работ и кандидатских диссертаций. Облик ученого-исследователя
отчетливо предстает и здесь - в читаемых им лекциях, которые
отличаются глубиной и фундаментальностью со-держания, в отзывах
на научные и методические разработки педагогов кафедры теории
музыки, а также в рецензировании студенческих работ. Умение
найти индивидуальный подход к ученику, распознать и развить
скрытые способности создает особый требовательно-доброжелательный
климат в классе по специальности. Класс этот окончили свыше
100 музыковедов, среди них есть доктора и кандидаты искусствоведения,
профессора и доценты. Многие из них ус-пешно работают в различных
вузах нашей страны. Среди учеников, освоивших курс гармонии
у Цендровского, есть выпускники испол-нительских факультетов
консерватории - пианисты, скрипачи и дирижеры, известные в настоящее
время музыканты. В.М.Цендровский - один из активных организаторов
и председатель жюри музыковедческих олимпиад музыкальных училищ
Верхне-волжского региона, председатель государственных экзаменацион-ных
комиссий различного ранга.
Заслуги В.М.Цендровского в области музыкального искусства отмечены
присвоением ему почетного звания заслуженный деятель искусств
России и Ордена Почета.
Основные труды
Книги: Увертюры и вступления к операм Римского-Корсакова. -
М., 1974; Аркадий Нестеров. - М., 1975.
Статьи: Залог научных открытий // Советская музыка, 1963, №3;
Обнов-ляя традиции классики // Советская музыка, 1963, №10;
Пытливый художник // Советская музыка, 1966, №1; С трибуны теоретической
конференции // Советская музыка, 1966, №6; Куплетность и формообразование
// Советская музыка, 1966, № 11; О гармонии Свиридова // Музыка
и современность. Вып. 5. - М., 1967; Научно-теоретические взгляды
И.В.Способина // И.В.Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. -
М., 1967; Принцип концентрации в музыкальном языке Свиридова
// Георгий Свиридов. - М., 1971, 2-е изд. - 1979; Сонатная форма
в увертюрах к драматическим операм Римского-Корсакова // Вопросы
музыкальной формы. Вып. 2. - М., 1972; Два хора Свиридова на
слова Есенина // О музы-ке. Проблемы анализа. - М., 1974; Оперное
творчество Н.А.Римского-Корсакова // Оперы Н.А.Римского-Корсакова.
- М., 1976; Сонатная форма в инструментальных произведениях
Свиридова // Вопросы музыкальной формы. Вып. 3. - М., 1977;
Заметки о гармонии Галынина // Герман Галынин. - М., 1979; Техника
диссонансов в гармонии Свиридова // Музыкальный мир Георгия
Свиридова. - М., 1990.
В.Сыров