Профессиональный путь Бориса Борисовича Благовидова как композитора
был не вполне обычен. Перед самым началом Великой Отечественной
войны, в июне 1941 года он окончил Сталинградский педагогический
институт и должен был приступить к своим учительским обязанностям
- преподавать русский язык и литературу в сельской школе. Но
война все сломала. Благовидов добровольцем уходит воевать. Закончив
Астраханское военное училище, он вскоре оказывается на Сталинградском
фронте, где получает тяжелое ранение, и летом 1943 года его
эвакуируют в военный госпиталь в Саратов. А далее до самого
конца войны он живет в этом городе, трудится на военном заводе,
работает редактором заводской газеты-многотиражки.
Призвание к музыке проявилось у Бориса Борисовича не сразу.
Но давняя тяга к свободному музицированию за фортепиано еще
в госпитале собирала вокруг него его первых слушателей - раненых
и медсестер. Там же он написал и свою первую песню "Если
будешь ранен" на тему Великой Отечественной войны. К этой
теме Благовидов постоянно обращался в своем творчестве и в
дальнейшем.
Первоначальное музыкальное образование Благовидов получил еще
в Сталинградской музыкальной школе. После окончания войны он
снова учится, но теперь уже в Ленинграде, в музыкальном училище,
а затем в Ленинградской консерватории, которую заканчивает в
1953 году по классу композиции О.С.Чишко. Тогда и приехал он
в Горький на пост художественного руководителя филармонии. Очень
скоро Благовидов завоевал авторитет как талантливый музыкант
и хороший товарищ. В это же время началась его педагогическая
деятельность - в музыкальном училище, потом в консерватории.
С 1961 года он возглавляет правление хорового общества Горьковской
области, неоднократно избирается членом правления Верхневолжской
композиторской организации.
К началу 60-х годов творчество Благовидова достигает расцвета,
складывается его индивидуальный стиль. Одно за другим появляются
сочинения разнообразного жанрового профиля: здесь и симфонические
увертюры, и камерно-инструментальные пьесы, музыка к драматическим
спектаклям и оперетта, кантаты и множество песен - о Волге,
о нашем городе, о Родине и ее людях. Много песен создано в
содружестве с поэтами-нижегородцами - В.Автономовым, В.Каныгиным,
М.Марашом, В.Половинкиным, А.Чеботаревым и другими. Большинство
его произведений завоевало понимание и интерес музыкантов-исполнителей
и сразу же нашло путь к сердцам любителей музыки. С годами,
прошедшими с тех пор, это признание прочно укрепилось, музыка
Б.Благовидова постоянно обретает все новых и новых поклонников.
В ней органично слиты богатая мелодика и острые современные
ритмы, задушевность, простота и высокая профессиональная культура.
Это счастливое сочетание особенно ярко раскрывается в хоровых
песнях и кантатах - демократических, доходчивых, но всегда имеющих
свое лицо, свою "изюминку".
Концерты из произведений Благовидова - как профессиональные,
так и любительские - проходят в самых различных аудиториях,
встречая неизменно теплый прием. В них часто поют детские хоровые
коллективы и, прежде всего, капелла мальчиков - композитор много
писал для нее. Долгие годы в капелле живут и не стареют хор
"Дождик", где Борис Борисович является автором не
только музыки, но и слов, и песня на стихи В.Половинкина "О
мальчишках из капеллы", дорогой для них "благовидовский
сувенир", который они поют всегда с особым огоньком.
Композитор, переживший войну, заплативший ей дорогую дань, Б.Благовидов
во всем своем творчестве отразил моральную стойкость, духовную
силу людей своего поколения. Его оптимистическая струна никогда
не рвалась и никогда не фальшивила. Его музыка неизменно привлекает
непосредственностью лирического высказывания, светлым колоритом
и мягким юмором. Именно эти черты были определяющими и в самой
личности этого доброго русского человека.
Основные сочинения
Музыкально-театральные: оперетта "Волжские зори"
("Крутые повороты", 1971).
Для симфонического оркестра: симфоническая поэма "О вечно
живых" (1958); увертюры - "Вечер над Волгой"
(1966), "И жизнь хороша, и жить хорошо" (1967); Два
концертных вальса; Концерт для трубы с оркестром (1964).
Вокально-оркестровые и хоровые: кантаты - "Сталинград в
огне" (1953), "Утро Родины" (1957), "Пионерский
костер" (1960), "К звездам" (1969); вокально-симфоническая
поэма "Буревестник" (1968); вокально-симфонический
цикл "Россия" (1961); хоровые сюиты - "Здравствуй,
лето" (1967), "Веселые летние истории" (1971).
Камерно-инструментальные: "Патетическая элегия" для
фортепиано (1965); Соната (1952), Сюита "Веселые туристы"
(1966), Вальс-скерцо, Поэма - для скрипки и фортепиано; "Романтическая
соната" для альта и фортепиано (1959); "Романс"
для виолончели и фортепиано; "Лирическое скерцо" для
флейты и фортепиано; "Маленькая поэма" для валторны
и фортепиано.
Камерно-вокальные: вокальные циклы - "Песни любви"
на стихи С.Щипачева и В.Каныгина (1960), "Моему поколению"
на стихи поэтов-горьковчан (1963), "Волга моя любимая"
на стихи В.Автономова; романсы на стихи А.Пушкина, А.Дельвига,
М.Лермонтова, А.К.Толстого и др.; песни (более 100).
Музыка к спектаклям: "Отелло", "Дуэнья",
"Дачники", "Жаркое лето в Берлине", "Человек
ищет счастья", "Мама, папа, Пенкин и мы", "Божественная
комедия" и др.
Литература
С.Казак. Сын Волги // Советская музыка, 1970, № 7; Р.Бунин.
Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь, 1971, № 16; В.Половинкин.
Вступительная статья в издании: Борис Благовидов. Песни. - Горький,
1975; В.Коллар. Музы-кальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького.
- Горький, 1976; Благовидов Борис Борисович // Советские композиторы
и музыковеды. Т. I. - М., 1978; В.Беляков, В.Блинова, Н.Бордюг.
Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе
Горьком. - Горький, 1980; Н.Викулова. Открывая цикл // Советская
музыка, 1981, № 8; Н.Бордюг. Борис Благовидов // Композиторы
Рос-сийской Федерации. Вып. 2. - М.,1982; И.Елисеев. Подвиг
народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985; Л.Крылова. Вступительная
статья в издании: Вокальная лирика Бориса Благовидова. - М.,
1989; И.Елисеев. На музыкальной сцене. - Горький, 1990.
В.Блинова