Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Борис Борисович БЛАГОВИДОВ
(1920-1971)
вернуться к списку сотрудников

Профессиональный путь Бориса Борисовича Благовидова как композитора был не вполне обычен. Перед самым началом Великой Отечественной войны, в июне 1941 года он окончил Сталинградский педагогический институт и должен был приступить к своим учительским обязанностям - преподавать русский язык и литературу в сельской школе. Но война все сломала. Благовидов добровольцем уходит воевать. Закончив Астраханское военное училище, он вскоре оказывается на Сталинградском фронте, где получает тяжелое ранение, и летом 1943 года его эвакуируют в военный госпиталь в Саратов. А далее до самого конца войны он живет в этом городе, трудится на военном заводе, работает редактором заводской газеты-многотиражки.
Призвание к музыке проявилось у Бориса Борисовича не сразу. Но давняя тяга к свободному музицированию за фортепиано еще в госпитале собирала вокруг него его первых слушателей - раненых и медсестер. Там же он написал и свою первую песню "Если будешь ранен" на тему Великой Отечественной войны. К этой теме Благовидов постоянно обращался в своем творчестве и в дальнейшем.
Первоначальное музыкальное образование Благовидов получил еще в Сталинградской музыкальной школе. После окончания войны он снова учится, но теперь уже в Ленинграде, в музыкальном училище, а затем в Ленинградской консерватории, которую заканчивает в 1953 году по классу композиции О.С.Чишко. Тогда и приехал он в Горький на пост художественного руководителя филармонии. Очень скоро Благовидов завоевал авторитет как талантливый музыкант и хороший товарищ. В это же время началась его педагогическая деятельность - в музыкальном училище, потом в консерватории. С 1961 года он возглавляет правление хорового общества Горьковской области, неоднократно избирается членом правления Верхневолжской композиторской организации.
К началу 60-х годов творчество Благовидова достигает расцвета, складывается его индивидуальный стиль. Одно за другим появляются сочинения разнообразного жанрового профиля: здесь и симфонические увертюры, и камерно-инструментальные пьесы, музыка к драматическим спектаклям и оперетта, кантаты и множество песен - о Волге, о нашем городе, о Родине и ее людях. Много песен создано в содружестве с поэтами-нижегородцами - В.Автономовым, В.Каныгиным, М.Марашом, В.Половинкиным, А.Чеботаревым и другими. Большинство его произведений завоевало понимание и интерес музыкантов-исполнителей и сразу же нашло путь к сердцам любителей музыки. С годами, прошедшими с тех пор, это признание прочно укрепилось, музыка Б.Благовидова постоянно обретает все новых и новых поклонников. В ней органично слиты богатая мелодика и острые современные ритмы, задушевность, простота и высокая профессиональная культура. Это счастливое сочетание особенно ярко раскрывается в хоровых песнях и кантатах - демократических, доходчивых, но всегда имеющих свое лицо, свою "изюминку".
Концерты из произведений Благовидова - как профессиональные, так и любительские - проходят в самых различных аудиториях, встречая неизменно теплый прием. В них часто поют детские хоровые коллективы и, прежде всего, капелла мальчиков - композитор много писал для нее. Долгие годы в капелле живут и не стареют хор "Дождик", где Борис Борисович является автором не только музыки, но и слов, и песня на стихи В.Половинкина "О мальчишках из капеллы", дорогой для них "благовидовский сувенир", который они поют всегда с особым огоньком.
Композитор, переживший войну, заплативший ей дорогую дань, Б.Благовидов во всем своем творчестве отразил моральную стойкость, духовную силу людей своего поколения. Его оптимистическая струна никогда не рвалась и никогда не фальшивила. Его музыка неизменно привлекает непосредственностью лирического высказывания, светлым колоритом и мягким юмором. Именно эти черты были определяющими и в самой личности этого доброго русского человека.

Основные сочинения

Музыкально-театральные: оперетта "Волжские зори" ("Крутые повороты", 1971).
Для симфонического оркестра: симфоническая поэма "О вечно живых" (1958); увертюры - "Вечер над Волгой" (1966), "И жизнь хороша, и жить хорошо" (1967); Два концертных вальса; Концерт для трубы с оркестром (1964).
Вокально-оркестровые и хоровые: кантаты - "Сталинград в огне" (1953), "Утро Родины" (1957), "Пионерский костер" (1960), "К звездам" (1969); вокально-симфоническая поэма "Буревестник" (1968); вокально-симфонический цикл "Россия" (1961); хоровые сюиты - "Здравствуй, лето" (1967), "Веселые летние истории" (1971).
Камерно-инструментальные: "Патетическая элегия" для фортепиано (1965); Соната (1952), Сюита "Веселые туристы" (1966), Вальс-скерцо, Поэма - для скрипки и фортепиано; "Романтическая соната" для альта и фортепиано (1959); "Романс" для виолончели и фортепиано; "Лирическое скерцо" для флейты и фортепиано; "Маленькая поэма" для валторны и фортепиано.
Камерно-вокальные: вокальные циклы - "Песни любви" на стихи С.Щипачева и В.Каныгина (1960), "Моему поколению" на стихи поэтов-горьковчан (1963), "Волга моя любимая" на стихи В.Автономова; романсы на стихи А.Пушкина, А.Дельвига, М.Лермонтова, А.К.Толстого и др.; песни (более 100).
Музыка к спектаклям: "Отелло", "Дуэнья", "Дачники", "Жаркое лето в Берлине", "Человек ищет счастья", "Мама, папа, Пенкин и мы", "Божественная комедия" и др.

Литература

С.Казак. Сын Волги // Советская музыка, 1970, № 7; Р.Бунин. Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь, 1971, № 16; В.Половинкин. Вступительная статья в издании: Борис Благовидов. Песни. - Горький, 1975; В.Коллар. Музы-кальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького. - Горький, 1976; Благовидов Борис Борисович // Советские композиторы и музыковеды. Т. I. - М., 1978; В.Беляков, В.Блинова, Н.Бордюг. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе Горьком. - Горький, 1980; Н.Викулова. Открывая цикл // Советская музыка, 1981, № 8; Н.Бордюг. Борис Благовидов // Композиторы Рос-сийской Федерации. Вып. 2. - М.,1982; И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985; Л.Крылова. Вступительная статья в издании: Вокальная лирика Бориса Благовидова. - М., 1989; И.Елисеев. На музыкальной сцене. - Горький, 1990.

В.Блинова

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур