Александр Семенович Бендицкий родился в 1932 году в Москве.
С 1934 по 1954 год жил и учился в Свердловске, с 1950 года -
в Уральской консерватории; затем, с переездом в Горький, в Горьков-ской
консерватории, которую окончил по классу фортепиано про-фессора
Б.С.Маранц в 1955 году и где на протяжении многих лет вел педагогическую
работу, будучи доцентом, а затем профессором кафедры камерного
ансамбля.
Бендицкий завоевал большой авторитет в нашем городе, прежде
всего как концертирующий музыкант - чуткий ансамблист и кон-цертмейстер,
постоянный участник программ, посвященных совре-менной музыке.
Он же - автор интересных транскрипций, например, Скерцо из Пятой
симфонии Шостаковича для фортепиано. Реперту-ар Бендицкого,
при большой широте и разнообразии, отличается особым пристрастием
к музыке великих новаторов - Бетховена, Му-соргского, Шостаковича,
а также исполнением новых или малоизве-стных произведений, редко
звучащих на эстраде.
На путь композиторского творчества Бендицкий вступил не сразу,
хотя увлекался сочинением музыки с ранней юности. В Уральской
консерватории он консультировался у В.Н.Трамбицкого. В ранние
годы его привлекали разнородные жанры: наряду с Кон-цертом для
фортепиано и "Сонетами Шекспира" он писал песни, марши
для духового оркестра, хоры. Сочинению последней жанровой группы
способствовала служба автора в Советской армии, где он занимался
разнообразной музыкальной деятельностью - от соль-ных выступлений
пианиста до дирижирования духовым оркестром.
Начиная с 60-х годов, благодаря обогащению собственного опыта,
а также регулярным занятиям по композиции с профессором А.А.Нестеровым,
определился основной круг творческих интересов Бендицкого, связанный,
главным образом, с серьезной инструмен-тальной музыкой.
Его перу принадлежат симфонические произведения - увертю-ры,
симфония "Нижегородский кремль". В этой симфонии автор
выражает свои впечатления от замечательной архитектуры Нижего-родского
кремля, размышляет о прошлом Руси. Программа определяет общий
тонус и колорит симфонии: национальный, сурово эпический и вместе
с тем по-современному динамичный, лишенный от-печатка архаики.
Но главную, центральную линию творчества Бендицкого со-ставляет
камерно-инструментальная музыка - область, наиболее ор-ганичная
для него как музыканта-исполнителя. Им написан ряд сонат, фортепианных
и ансамблевых, а также сюиты для скрипки и фортепиано, для домры
и фортепиано. Среди фортепианных сонат выделяется Третья благодаря
углубленно-психологической трактов-ке жанра и своеобразию технической
задачи: она написана для левой руки. Вторая соната для скрипки
и фортепиано, носящая авторский подзаголовок "В старовенском
стиле", содержит изящную стилизацию венского классицизма
и в то же время проникнута непосредст-венным лирическим обаянием.
Во всех этих произведениях чувствуется тонкое ощущение природы
различных инструментов, стремление к характерному тематизму,
творческое отношение к форме при сохранении классически ясных
ее очертаний. В музыкальном стиле Бендицкого сказывается плодотворное
воздействие Шостаковича: в линеарном развитии прозрачно-графической
фактуры, в активной роли полифонии, гармонической диссонантности.
Другая излюбленная область творчества - романс. Выбор текстов
здесь разнообразен: Шекспир, русская поэтическая классика -
Пушкин, Ахматова, Цветаева, современные поэты - Иосиф Бродский,
Юрий Адрианов. Но при всем контрасте этих первоисточников заметна
тенденция композитора к акцентированию углубленно-психологической,
философской или гражданской проблематики. Жанр романса нередко
трактуется в духе сосредоточенного монолога при сквозном полифоническом
развитии вокальной и фортепиан-ной партий в сложных ладотональных
условиях.
Новыми творческими поисками отмечены произведения недавних лет.
Проявившийся в это время интерес к полистилистике со-путствует
расширению образно-художественного диапазона музыки. Фортепианная
сюита "Отцы и дети" охватывает широкий стилистический
спектр от позднего романтизма до современности, включая ассоциации
с нововенской школой и преломление бытовых жанров ХХ века (регтайм).
Образы характеристические или окрашенные юмором (пьесы для фортепиано,
романс "Патефон" на слова Дриза) соседствуют со сказочным
эпосом, драматической обработкой на-родной песни ("Выпадали
белы снежки" в фортепианной Фантазии). Колоритными контрастами
и выигрышной партией солиста отлича-ется Сюита для домры с оркестром
народных инструментов. Остро-умен по замыслу и воплощению симфонический
Каприс "Воспоми-нание о Дон Кихоте". Эта пьеса, приуроченная
к возвращению в Россию М.Л.Ростроповича, соткана из цитат и
аллюзий на темы из-любленных произведений виолончельного репертуара,
исполняв-шихся знаменитым артистом в нашем городе.
В эти годы композитор впервые обращается и к музыкальному театру.
В балете "Грезы" на сюжет повести Гоголя "Невский
про-спект" сквозное симфоническое развитие сочетается с
претворением традиционных балетных форм и жанров романтического
балета.
Заслуженный деятель искусств России, музыкант широкого профиля,
А.С.Бендицкий - неутомимый пропагандист музыки, все-гда готовый
поделиться своими мыслями о ней. Он постоянно вы-ступает с музыкально-просветительскими
докладами, проводит бе-седы в музыкальных училищах и школах
Нижнего Новгорода и дру-гих городов. Ему принадлежит оригинальное
исследование "О Пя-той симфонии Шостаковича", содержащее
свежую, неожиданную трактовку этого хрестоматийного шедевра.
Проживая в настоящее время в Германии, он не порывает творческой
связи с городом, в котором в полную силу развернулось его музыкальное
дарование.
Основные сочинения
Музыкально-театральные: балет "Грезы" (1988).
Для симфонического оркестра: симфония "Нижегородский кремль"
(1973); две увертюры (1965, 1994); Концерт для фортепиано с
оркестром (1952); Каприс "Воспоминания о Дон Кихоте"
(1998); Маленькая приветственная симфония (2001).
Для духового и эстрадного оркестров: марши и др. пьесы.
Для оркестра народных инструментов: Сюита для домры с оркестром.
Хоровые: хоры на стихи О.Мандельштама, Э.Успенского, Китахара
Хаку-сю и др.
Камерно-инструментальные: три сонаты (1961, 1967, 1977), Фантазия,
Скерцо, прелюдии, сюита "Отцы и дети", "Пьесы
для детей" - для фортепиано; две сонаты (1966, 1982), сюита,
пьесы - для скрипки и фортепиано; две сонаты, "Детские
пьесы" - для флейты и фортепиано; Рапсодия для двух кларнетов,
скрипки и фортепиано.
Камерно-вокальные: "Сонеты Шекспира", романсы на стихи
Пушкина, Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Кибирова, Адрианова
и др.; песни.
Литература
Р.Бунин. Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь, 1971,
№ 16; Р.Бунин. Композиторы Верхней Волги // Музыкальная жизнь,
1972, № 15; В.Коллар. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького.
- Горький, 1976; В.Беляков, В.Блинова, Н.Бордюг. Оперная и концертная
деятельность в Нижнем Новгороде-Горьком. - Горький, 1980; Л.Леонова.
В творческих организациях РСФСР. Горький // Музыка России. Вып.
3. - М., 1980; И.Елисеев. Подвиг наро-да в музыке горьковчан.
- Горький, 1985; Бендицкий Александр Семенович // Кто есть кто
в Нижегородской области. Вып. 1. - Н.Новгород, 1998.
О.Соколов