Nizhny Novgorod State Conservatory named M.I.Glinka
Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

 

Александр Семенович Бендицкий
вернуться к списку сотрудников

Александр Семенович Бендицкий родился в 1932 году в Москве. С 1934 по 1954 год жил и учился в Свердловске, с 1950 года - в Уральской консерватории; затем, с переездом в Горький, в Горьков-ской консерватории, которую окончил по классу фортепиано про-фессора Б.С.Маранц в 1955 году и где на протяжении многих лет вел педагогическую работу, будучи доцентом, а затем профессором кафедры камерного ансамбля.
Бендицкий завоевал большой авторитет в нашем городе, прежде всего как концертирующий музыкант - чуткий ансамблист и кон-цертмейстер, постоянный участник программ, посвященных совре-менной музыке. Он же - автор интересных транскрипций, например, Скерцо из Пятой симфонии Шостаковича для фортепиано. Реперту-ар Бендицкого, при большой широте и разнообразии, отличается особым пристрастием к музыке великих новаторов - Бетховена, Му-соргского, Шостаковича, а также исполнением новых или малоизве-стных произведений, редко звучащих на эстраде.
На путь композиторского творчества Бендицкий вступил не сразу, хотя увлекался сочинением музыки с ранней юности. В Уральской консерватории он консультировался у В.Н.Трамбицкого. В ранние годы его привлекали разнородные жанры: наряду с Кон-цертом для фортепиано и "Сонетами Шекспира" он писал песни, марши для духового оркестра, хоры. Сочинению последней жанровой группы способствовала служба автора в Советской армии, где он занимался разнообразной музыкальной деятельностью - от соль-ных выступлений пианиста до дирижирования духовым оркестром.
Начиная с 60-х годов, благодаря обогащению собственного опыта, а также регулярным занятиям по композиции с профессором А.А.Нестеровым, определился основной круг творческих интересов Бендицкого, связанный, главным образом, с серьезной инструмен-тальной музыкой.
Его перу принадлежат симфонические произведения - увертю-ры, симфония "Нижегородский кремль". В этой симфонии автор выражает свои впечатления от замечательной архитектуры Нижего-родского кремля, размышляет о прошлом Руси. Программа определяет общий тонус и колорит симфонии: национальный, сурово эпический и вместе с тем по-современному динамичный, лишенный от-печатка архаики.
Но главную, центральную линию творчества Бендицкого со-ставляет камерно-инструментальная музыка - область, наиболее ор-ганичная для него как музыканта-исполнителя. Им написан ряд сонат, фортепианных и ансамблевых, а также сюиты для скрипки и фортепиано, для домры и фортепиано. Среди фортепианных сонат выделяется Третья благодаря углубленно-психологической трактов-ке жанра и своеобразию технической задачи: она написана для левой руки. Вторая соната для скрипки и фортепиано, носящая авторский подзаголовок "В старовенском стиле", содержит изящную стилизацию венского классицизма и в то же время проникнута непосредст-венным лирическим обаянием.
Во всех этих произведениях чувствуется тонкое ощущение природы различных инструментов, стремление к характерному тематизму, творческое отношение к форме при сохранении классически ясных ее очертаний. В музыкальном стиле Бендицкого сказывается плодотворное воздействие Шостаковича: в линеарном развитии прозрачно-графической фактуры, в активной роли полифонии, гармонической диссонантности.
Другая излюбленная область творчества - романс. Выбор текстов здесь разнообразен: Шекспир, русская поэтическая классика - Пушкин, Ахматова, Цветаева, современные поэты - Иосиф Бродский, Юрий Адрианов. Но при всем контрасте этих первоисточников заметна тенденция композитора к акцентированию углубленно-психологической, философской или гражданской проблематики. Жанр романса нередко трактуется в духе сосредоточенного монолога при сквозном полифоническом развитии вокальной и фортепиан-ной партий в сложных ладотональных условиях.
Новыми творческими поисками отмечены произведения недавних лет. Проявившийся в это время интерес к полистилистике со-путствует расширению образно-художественного диапазона музыки. Фортепианная сюита "Отцы и дети" охватывает широкий стилистический спектр от позднего романтизма до современности, включая ассоциации с нововенской школой и преломление бытовых жанров ХХ века (регтайм). Образы характеристические или окрашенные юмором (пьесы для фортепиано, романс "Патефон" на слова Дриза) соседствуют со сказочным эпосом, драматической обработкой на-родной песни ("Выпадали белы снежки" в фортепианной Фантазии). Колоритными контрастами и выигрышной партией солиста отлича-ется Сюита для домры с оркестром народных инструментов. Остро-умен по замыслу и воплощению симфонический Каприс "Воспоми-нание о Дон Кихоте". Эта пьеса, приуроченная к возвращению в Россию М.Л.Ростроповича, соткана из цитат и аллюзий на темы из-любленных произведений виолончельного репертуара, исполняв-шихся знаменитым артистом в нашем городе.
В эти годы композитор впервые обращается и к музыкальному театру. В балете "Грезы" на сюжет повести Гоголя "Невский про-спект" сквозное симфоническое развитие сочетается с претворением традиционных балетных форм и жанров романтического балета.
Заслуженный деятель искусств России, музыкант широкого профиля, А.С.Бендицкий - неутомимый пропагандист музыки, все-гда готовый поделиться своими мыслями о ней. Он постоянно вы-ступает с музыкально-просветительскими докладами, проводит бе-седы в музыкальных училищах и школах Нижнего Новгорода и дру-гих городов. Ему принадлежит оригинальное исследование "О Пя-той симфонии Шостаковича", содержащее свежую, неожиданную трактовку этого хрестоматийного шедевра. Проживая в настоящее время в Германии, он не порывает творческой связи с городом, в котором в полную силу развернулось его музыкальное дарование.

Основные сочинения

Музыкально-театральные: балет "Грезы" (1988).
Для симфонического оркестра: симфония "Нижегородский кремль" (1973); две увертюры (1965, 1994); Концерт для фортепиано с оркестром (1952); Каприс "Воспоминания о Дон Кихоте" (1998); Маленькая приветственная симфония (2001).
Для духового и эстрадного оркестров: марши и др. пьесы.
Для оркестра народных инструментов: Сюита для домры с оркестром.
Хоровые: хоры на стихи О.Мандельштама, Э.Успенского, Китахара Хаку-сю и др.
Камерно-инструментальные: три сонаты (1961, 1967, 1977), Фантазия, Скерцо, прелюдии, сюита "Отцы и дети", "Пьесы для детей" - для фортепиано; две сонаты (1966, 1982), сюита, пьесы - для скрипки и фортепиано; две сонаты, "Детские пьесы" - для флейты и фортепиано; Рапсодия для двух кларнетов, скрипки и фортепиано.
Камерно-вокальные: "Сонеты Шекспира", романсы на стихи Пушкина, Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Кибирова, Адрианова и др.; песни.

Литература

Р.Бунин. Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь, 1971, № 16; Р.Бунин. Композиторы Верхней Волги // Музыкальная жизнь, 1972, № 15; В.Коллар. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького. - Горький, 1976; В.Беляков, В.Блинова, Н.Бордюг. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде-Горьком. - Горький, 1980; Л.Леонова. В творческих организациях РСФСР. Горький // Музыка России. Вып. 3. - М., 1980; И.Елисеев. Подвиг наро-да в музыке горьковчан. - Горький, 1985; Бендицкий Александр Семенович // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1. - Н.Новгород, 1998.
О.Соколов

 

   
Дизайн - А.Б.Мазур