27 апреля 2000 г.
Ю.Л.Менцин (Государственный астрономический институт им.П.К. Штернберга МГУ )
"Научная революция XVI-XVII вв. и истоки конфликта между учеными и церковью".
Абстракт.
Вплоть до конца XVI века ничто не предвещало того конфликта между наукой и
церковью, который разгорелся в последующие столетия. Католическая церковь
сама немало содействовала прогрессу математических наук, а разногласия новых
идей с Библией успешно преодолевались теологами. На начало конфликта
значительно повлияло резкое ухудшение политической обстановки в Европе
из-за религиозных войн. В то же время анализ событий показывает, что
ученые нередко сами провоцировали столкновения с церковью, пытаясь
использовать новое экспериментально-математическое естествознание для
модернизации теологии. Это стремление вызывалось отчасти искренним желанием
улучшить христианскую церковь, отчасти - амбициями ученых, а отчасти -
внутренними проблемами самой науки, нуждавшейся в теоретическом обосновании
своих методов. Г.Вейль назвал такое обоснование "осмыслением" и выделил
его в качестве особой формы развития науки наряду с экспериментом и
математикой. Для обеспечения преемственности это "осмысление" нуждалось
в институционализации. В XVII веке такую институционализацию не могли
обеспечить ни тяготевшие к магии и часто враждебные к математике ренессансные
академии, ни светские власти, интересовавшиеся лишь прикладными аспектами
науки. Единственным местом, где можно было систематически заниматься чисто
теоретическими исследованиями (математические науки к таковым еще не
относились), были факультеты теологии. Однако стремление ученых проникнуть
в эту область неизбежно вело к серьезным конфликтам.
Поведение траекторий динамических систем в фазовом пространстве и
свойства повторяемости соответствующих движений во времени подчиняются
определенным законам самоподобия. В докладе предполагается обсудить
фрактальные размерности - характеристики, отражающие эти законы.